В 21 веке произошла переоценка положения России в мире. Политики России утверждают, что ее место в мире определяется ее географическим положением.
После распада Советского Союза возможность сохранения влияния России в Кавказском регионе была серьезно подорвана из-за продолжающегося конфликта в Чечне, а также появления новых сторон - США и ЕС. Влияние новых стран в экономической и военной областях значительно превосходило возможности России проецировать какую-либо силу. В связи с ростом цветных революций и активной поддержкой правозащитных организаций в ближнем зарубежье, Россия была вынуждена принять контрмеры, если эти явления не прекратятся. Поэтому русско-грузинская война стала восстановлением российских интересов в регионе ближнего зарубежья. Концепция ближнего зарубежья была обоснована созданием таких организаций, как Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Русско-грузинская война привела ко многим изменениям как в геостратегической ситуации в Кавказском регионе, так и в российском подходе к растущему влиянию внешних сил. Помимо геостратегических соображений, экономические последствия войны, такие как сильная зависимость российской экономики от доходов от экспорта нефти и газа и будущее строительство трубопровода в регионе Южного Кавказа, потенциально могли подвергнуть российскую экономику повышенным рискам. Нестабильность ельцинской эпохи привела к 45-процентному падению ВВП.
Еще больше усугубило ситуацию то, что бывшие советские республики переходили в сферу влияния США. Хотя Россия потеряла свою экономическую и военную мощь, она по-прежнему обладала большим ядерным арсеналом. С другой стороны, по сравнению с другими республиками, экономика России все еще функционировала благодаря огромным запасам углеводородов. Пока Россия была слаба, другие государства стремились к более глубокой интеграции с западными организациями.
Кавказский регион играет стратегическую роль в регионе Каспийского моря, поскольку он соединяет богатые нефтью страны, такие как Азербайджан и Туркменистан, с западными государствами через маршрут Азербайджан-Грузия-Турция. Поворотное положение Грузии усилилось после начала строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Если его модернизировать, чтобы он мог конкурировать с российским трубопроводом, идущим в Западную Европу, это подорвет монополию российских энергетических компаний и ослабит последние экономические рычаги, которые еще остались. Война продемонстрировала неустойчивость региона для иностранных инвесторов. Несмотря на то, что энергетический фактор был далеко не ключевой причиной войны, его следует упомянуть. Война в Грузии 2008 года продемонстрировала, что Россия готова применить военную силу.
Августовская война 2008 года выявила новый геостратегический баланс сил в Кавказском регионе. Амбициозная политика России уменьшила влияние Запада в регионе. Последствия войны были более благоприятными для России, чем для любого другого государства в регионе. Российские военные базы, созданные после признания Абхазии и Южной Осетии, позволили контролировать ключевые горные переходы, что улучшило стратегическую позицию России в Кавказском регионе.
Война в Грузии сдерживала потенциал НАТО по расширению. Такие члены, как Германия и Франция, вновь заявили, что для того, чтобы Грузия стала полноправным членом, необходимо провести демократические реформы. В действительности, тот факт, что Россия играет далеко не последнюю роль в экономическом и военном аспекте, был главной причиной постоянной задержки вступления Грузии в НАТО. Таким образом, непреклонная позиция России против намерения США расширить НАТО не позволила Грузии стать полноправным членом альянса. Кроме того, война в Грузии способствовала развитию Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия смогла найти консенсус по вопросу войны 2008 года среди членов ОДКБ. Потенциал надвигающейся войны привел к модернизации ОДКБ в оперативный военный альянс. Более того, России удалось взять на себя роль главного поставщика оружия и консолидирующей силы для членов ОДКБ.
Китай, с другой стороны, неохотно одобрил военные действия России, поскольку в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии или военного вмешательства как такового Китай рискует дестабилизировать регион Тибета, который уже много лет стремится вернуть себе независимость. Мобильность и функциональность ОДКБ значительно возросла после войны в Грузии. Члены ОДКБ создали Коллективные силы быстрого реагирования, целью которых является противодействие расширению военного альянса во главе с США в регионе "ближнего зарубежья".
Как мы видим, война 2008 года привела к нескольким геостратегическим изменениям в отношении России. Прежде всего, Абхазия и Южная Осетия де-факто стали частью России, НАТО не удалось закрепиться в Грузии. Вторичные цели, достигнутые после победы в войне, заключались в подрыве легитимности правительства Саакашвили, посылая другим бывшим советским республикам (в частности, Украине) четкий сигнал не рассматривать возможность вступления в НАТО. Наконец, следует отметить, что действия России были контрмерой против признания Западом Косово. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что, несмотря на антироссийскую риторику в первые годы после конфликта, быстрая победа над Грузией позволила России провести черту, которую не следует переступать с точки зрения ее геостратегических интересов, и стабилизировать ситуацию в регионе, раздираемом различными этнокультурными противоречиями.
Россия обладает всеми признаками центра формирующейся многополярной мировой системы и имеет потенциал для укрепления стабильности и безопасности в мире. Независимый подход к международным отношениям, основанный на давних традициях, привлек к России многих союзников из Азии и Латинской Америки. Россия выступает за взаимовыгодные отношения, не исключая ни одной страны, что противоречит практике США навешивать ярлыки на любых критиков как на государства-изгои. БРИКС, ОДКБ и многие другие организации, получившие бурное развитие после войны 2008 года в Грузии, демонстрируют эффективность взаимных усилий. Напротив, российско-грузинская война стала следствием американской политики укрепления собственной безопасности за счет других. Соединенные Штаты стремились расширить зоны своего геополитического контроля после распада Советского Союза.
Одним из самых решающих моментов в развороте либерального миропорядка стало создание Евразийского экономического союза. Создание общего экономического пространства послужит стратегическим шагом к объединению евразийского центра.