Найти тему
История

Война в Южной Осетии и Абхазии: Корни конфликта

В последующих статьях я начинаю детальное исследование конфликта в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году. Для более полного понимания общей картины необходимо углубиться в историю данного региона и затронуть конфликт который начал разворачиваться вместе с распадам СССР.

История Абхазии и Южной Осетии насчитывает тысячи лет. Для краткости мы коснемся только ближайшего прошлого. Абхазы и осетины представляют собой отдельную от грузин этническую группу. Осетины, в частности, родственны персам.

Одним из факторов, определяющих нестабильность, с которой сталкивалась Грузия на протяжении веков, является ее географическое положение на перекрестке регионов. Грузия является воротами между Азией, Европой и Ближним Востоком.

Благодаря своему геостратегическому положению территория современной Грузии стала частью Российской империи после победы России в войне с Персией и турками. Если бы не политика России в отношении христианской Грузии, она бы перестала существовать как государство, так как Османская империя проводила враждебную политику по отношению к своим христианским соседям.

После революции 1917 года осетины сражались вместе с большевистским режимом против вновь созданной Грузии. В 1921 году Красная армия подавила сопротивление и установила большевистский контроль над Грузией. Осетия получила статус автономной области. Советская эпоха была одной из самых мирных для Грузии.

В советский период Абхазия и Южная Осетия де-юре были частью Грузии, но де-факто являлись суверенными регионами, подчиняющимися только советской власти. Абхазия сохраняла автономный статус.

Когда эпоха СССР подошла к концу, отношения между автономными регионами и центральными властями Грузии обострились.

После распада Советского Союза многие ранее автономные регионы последовали примеру бывших советских республик, одними из них были Абхазия и Южная Осетия.

10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области объявил о ее преобразовании в республику в составе Грузии. Это решение вызвало возмущение со стороны властей Грузии, которые объявили его нелегитимным. После неудачной попытки восстановить контроль над отделившимися регионами отношения между враждующими сторонами стали очень хрупкими. Обострение отношений было результатом того, что Грузия намеревалась быть независимой от Советского Союза, а Южная Осетия – оставаться в составе Советского Союза.

7 января 1991 года Михаил Горбачев объявил декларацию независимости Южной Осетии вне закона и осудил действия, предпринятые центральными властями Грузии против гражданского населения. Он потребовал, чтобы все военизированные подразделения были выведены на прежние места. Грузинские власти не подчинились, заявив, что он вмешивается в их внутренние дела.

По факту, грузинские войска были вынуждены покинуть Цхинвали 25 января, закрепившись на его окраине, где находился командный пункт управления. 31 января произошли столкновения на окраине Цхинвали между гражданским ополчением и регулярной грузинской армией.

1 февраля 1991 года Грузия прекратила подачу электроэнергии в Южную Осетию, что привело к многочисленным смертям среди стариков и новорожденных детей.

17 марта 1991 года на контролируемых Осетией территориях был проведен референдум. Большинство (более 90%) выразили желание быть частью Советского Союза. Референдум позволил правительству Южной Осетии определиться со статусом в составе Грузии после того, как она объявила о своей независимости от Советского Союза в 1991 году.

Грузия больше не была частью Советского Союза. В отличие от нее, Южная Осетия действовала в соответствии с результатами референдума о будущем Советского Союза. Она все еще оставалась советской республикой. Однако председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин совершил визит на Кавказ для переговоров о заключении мирного соглашения.

23 марта 1991 года было достигнуто совместное соглашение с президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа. Соглашение предусматривало размещение в Южной Осетии грузино-российских миротворческих сил. Соглашение было встречено резкой критикой как в Южной Осетии, так и в России, в результате чего Верховный Совет РСФСР объявил его недействительным.

После распада Советского Союза Верховный совет Южной Осетии 21 декабря 1991 года провозгласил свою независимость.

19 января 1992 года был проведен референдум по вопросу о вхождении в состав России. 99% проголосовали «за».

Две автономные области стремились сохранить свои отличительные национальные особенности, поскольку опасались насильственной интеграции в Грузию. Одной из главных причин конфликта 1992 года стала националистическая политика Грузии, стремление Абхазии и Южной Осетии к независимости и внешняя поддержка России.

В результате жесткой позиции Грузии в отношении отделившихся регионов разгорелся жестокий конфликт между центральным правительством и этническими меньшинствами, которые хотели быть независимыми.

В июне 1992 года Грузия начала полномасштабную военную кампанию против Южной Осетии. Александр Руцкой (бывший советский военный) угрожал Эдуарду Шеварднадзе разбомбить грузинские войска, обстреливающие Цхинвали, если они не отступят.

При посредничестве России в 1992 и 1993 годах было достигнуто соглашение о прекращении огня. Боевые действия завершились 21 июня 1992 года подписанием Сочинского мирного соглашения между Осетией и Грузией.

В результате на карте образовался замороженный конфликт. Самопровозглашенные республики успешно победили грузинские войска в Абхазии и Южной Осетии, но не смогли добиться международного признания.

Что касается состава населения, то Абхазия была преимущественно грузинской: 45% грузин и 16% абхазов. Более того, существовало четкое разграничение между грузинскими и абхазскими поселениями. В Южной Осетии проживали в основном южные осетины. По переписи 1989 года, в Южной Осетии проживало 98 500 человек, из которых 66,61 % были осетинами, а 29,44 % - грузинами.

Сочинское соглашение предусматривало прекращение огня и создание Смешанной контрольной комиссии в составе грузинской, югоосетинской и североосетинской сторон при посредничестве России. Несмотря на последующие заявления Михаила Саакашвили о желании Грузии предоставить Южной Осетии особый статус в составе Грузии, такого положения в соглашении не было.

Еще одно мирное соглашение с Абхазией в 1992-1993 годах было заключено при посредничестве России с подписанием Московского соглашения. Соглашение предусматривало размещение в Южной Осетии миротворцев СНГ. Была создана миссия наблюдателей ООН, которой было поручено следить за прекращением огня. Миротворческие силы состояли в основном из граждан России.

Таким образом мы видим, что история Абхазии и Южной Осетии тесно переплетена с грузинской, однако эти народы отличаются друг от друга как этнически, так и политически.

Конфликт 1992-1993 годов разгорелся из-за нежелания центральных властей Грузии прислушаться к чаяниям и недовольству абхазов и южных осетин. Эскалация конфликта стала результатом зарождения националистических течений в Грузии на позднем этапе существования Советского Союза и стремления малых народов иметь большее влияние в пределах своей родины. Исходя из исторической части, мы можем ясно видеть, что нерешенные вопросы и отношения между Грузией и этими республиками повлияли на войну, которая произошла в 2008 году на этих конкретных территориях.