Больше трех десятилетий прошло с той поры. А человеческая память, как хороший фотоаппарат, зафиксировала и хранит события того далекого от нас, весеннего дня.
Апрель1989 года, небольшой волжский городок. С утра оперативное совещание в актовом зале у начальника милиции.
Вдруг, зазвонил телефон:«В жилом доме, рядом с вокзалом стрельба из огнестрельного оружия, «обстрелян» наряд милиции».
Руководитель отдела, спустя мгновенье произносит: «Вам вооружиться и немедленно выехать на помощь»—рукой он показал на первый ряд, где находились шесть участковых. «Руководить группой будет начальник уголовного розыска, и его заместитель».
Спустя две минуты, группа выехала на место происшествия, до железнодорожного вокзала было полтора километра. За минуту «примчались» к жилому дому.
У подъезда группу встретил участковый инспектор. Доложил, по сообщению дежурного прибыли на «шум» из квартиры на четвертом, верхнем этаже. На лестничной площадке, обнаружили мертвого мужчину с огнестрельными ранениями. Дверь в одну из квартир была открыта, на пороге, женщина без признаков жизни.
Участковый склонился над телом женщины, в это время раздался выстрел. Стреляли через дверь соседней квартиры. Офицер бросился на бетонный пол. Медленно отполз на этаж ниже.
По радиостанции сообщил в дежурную часть о происшествии.
После короткого совещания прибывшая группа разделилась: начальник УгРо, его заместитель и еще два сотрудника попытаются проникнуть в квартиру через дверь.
Четверым другим сотрудникам, необходимо перекрыть движение на дороге, куда выходили окна и балкон, «криминальной» квартиры. Организовать эвакуацию жителей дома, с улицы вести наблюдение. Держать окна и балкон под прицелом табельного оружия.
Спустя час, ситуация не изменилась. Удалось установить, что хозяин квартиры военный пенсионер, проживает один, работает на одном из предприятий начальником охраны. По всей вероятности, он и ведет стрельбу из квартиры.
Спустя два часа, у дома были сосредоточены около пятидесяти сотрудников отдела во главе с начальником, прокурором, и командиром местной воинской части.
На речь прокурора через переносной громкоговоритель, правонарушитель отвечал выстрелами из окна. С трансформаторной будки, через дорогу, милицейский «снайпер» отвечал слабым огнем из мелкокалиберной винтовки(другой в отделе не было).
Попытки проникнуть через дверь квартиры оказались неудачными. Стрельба по двери из автоматов АКСУ патронами 5,45 мм. ничего не дала.
Пенсионер успевал стрелять через дверь и окна квартиры. Балкон его квартиры по периметру был огорожен колючей проволокой. Попытка отвлечь внимание стрелка, и разрушить преграду на балконе с помощью длинной палки из окна соседней квартиры, положительных результатов не принесло. «Военный» высунул руку из окна и «бабахнул» в сторону милиционера с палкой. Тот едва успел спрятаться в проеме окна.
С момента начала штурма квартиры прошло больше трех часов. Областное управление каждые тридцать минут запрашивало обстановку у злополучного дома. Отряда милиции специального назначения (СОБР) в областном центре не было. Предлагали помощь людьми и вооружением.
Начальник милиции принимает решение: привлечь к операции пожарные расчеты. Пожарные через балкон и разбитые окна направляют огромное количество пены в квартиру правонарушителя. На несколько минут все стихло. Однако через две минуты из квартиры вновь раздаются выстрелы. Стрелок жив, здоров и не собирается сдаваться.
Руководитель милиции и командир воинской части посоветовавшись, принимают решение: направить на крышу дома офицера, из воинской части, вооружить его химическими гранатами.
По пожарной лестнице офицер взбирается на крышу многоэтажки, бросает в окна две гранаты и благополучно возвращается.
Квартира наполняется едким запахом и дымом. В квартире раздается одиночный выстрел.
Штурмовая группа пробила кувалдой отверстие во входной, деревянной двери, врывается в квартиру. Стены, мебель, кухонная утварь, казалось все изрешечено пулями.
В санузле на полу лежит хозяин квартиры, который застрелился из своего же арсенала. По квартире разбросано «вооружение» пенсионера: два самодельных пистолета, винтовка, охотничье ружье, цинковый ящик с боевыми патронами.
Штурм длился четыре часа, ранений и потерь среди личного состава и гражданского населения не имелось. Участковый, в которого выстрелил злодей на лестничной площадке, вдруг заметил, что металлическая пуговица на кителе смята в «лепешку», пуля пробила дверь и попала в пуговицу на мундире. Это и спасло ему жизнь.
Следователи прокуратуры еще долго описывали место происшествия, выдвигая различные версии драматических событий, произошедших между соседями. Стотысячный город вздохнул свободно, возобновилось движение по центральной магистрали, горожане поспешили по своим делам.