Реформы 60–70-х гг. XIX в. создали условия для развития капитализма. Особенности развития придали специфический характер российскому капитализму. Сегодня идут споры об уровне зрелости капитализма в России накануне революционных событий 1917 г. Есть разные точки зрения, то ли это была страна слабого, среднего уровня развития, то ли страна почти полной зрелости капитализма. В настоящее время получает распространение концепция, согласно которой Россия – страна второго эшелона капиталистического развития, т.е. такая, которой свойственно догоняющее развитие. Россия вступила на путь капиталистического развития позже, чем страны Европы, эволюционным путем при сохранении феодальных пережитков и самодержавного государства. Государство, под влиянием внешних факторов, активно «насаждает» капитализм, вторгаясь в хозяйственную жизнь страны, что и определило особенности капиталистической эволюции. Для развития капитализма в России были характерны не только быстрые темпы, сжатые сроки, но и иная последовательность аграрно-капиталистического и промышленного переворотов. Промышленный переворот, начавшись в 40-х гг., завершился к началу 80-х гг. XIX в. Он предшествовал и буржуазно-демократической революции и аграрно-капиталистическому перевороту. В 90-е гг. XIX в. Россия переживала период бурного промышленного подъема (индустриализация страны). За эти годы в стране был создан промышленный потенциал, достаточный для обеспечения военной, политической и в значительной мере экономической безопасности, но еще недостаточный для поддержания высокого уровня жизни населения. В стране возникли новые отрасли промышленности – машиностроительная, угольная, нефтедобывающая и др. Вырастали новые индустриальные центры – южный угольно-металлургический (Донбасс и Украина во второй половине 80-х гг. XIX в. оттесняют Урал) и Бакинский нефтеперерабатывающий район. Одной из причин промышленного подъема послужило форсированное «сверху» государством развитие железнодорожного транспорта. Если в развитых странах Европы железнодорожное строительство явилось результатом промышленного переворота, то в России массированное строительство железных дорог было мощным стимулом для капиталистической эволюции всего народного хозяйства. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединив огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс. Железнодорожное строительство явилось одной из причин перехода в ряде случаев к фабричному производству без прохождения мануфактурной стадии. Темпы строительства железных дорог в России намного превосходили общемировые. В 1861– 1880-х гг. протяженность железных дорог в стране выросла в 14 раз. Другая характерная особенность развития капитализма состояла в том, что отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой чрезвычайно привлекала западноевропейскую буржуазию. К тому же с 1890-х гг. иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. С 1861 по 1890 гг. 22 81 иностранный капитал в России вырос в 23 раза, причем первое место занимали Франция, Великобритания, Германия, Бельгия.
РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ В XIX– НАЧАЛЕ XX в. КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
13 ноября 202113 ноя 2021
42
2 мин