Найти тему

Зачем нужно сольфеджио?

В последнее время все больше думаю о педагогике и о важности сольфеджио для обучения детей. Это такое осознание, которое приходит только с годами и опытом. Будучи ребенком, я ненавидела сольфеджио всей душой, как и большинство учившихся со мной. Мы ненавидели его и боялись. Любили нашу преподавательницу, но боялись предмета. Уж очень он непонятный был и по назначению, и по смысловой нагрузке. Непонятно было, как это поможет мне играть на фортепиано. Непонятно, как пригодятся в жизни эти диктанты, интервальные и аккордовые последовательности на слух. Это потом я буду на заказ записывать нотами песни Шакиры, проклиная дурацкий синкопированный ритм и вознося благодарности всему курсу сольфеджио от музыкальной школы до консерватории. Это потом я словлю зависимость от подбора аккомпанемента на слух и наконец начну чувствовать окраску каждого аккорда (чего делать не умела из-за абсолютного слуха, чтоб его). Это потом до меня дойдет, что знать термины необходимо хотя бы для того, чтобы общаться с коллегами на одном языке. И играть музыку осознанно гораздо приятнее, чем нажимать клавиши, просто выучив комбинацию клавиш. 

Но никто мне этого не объяснил в свое время. А сейчас я думаю, если бы кто-то и поведал мне, зачем нужно сольфеджио, поняла бы я все, что мне хотят сказать?..

Но есть и другая вещь, которая печалит меня до сих пор. Сольфеджио – такой предмет, где просто умным быть недостаточно. Нужно еще и иметь хорошие уши. Можно выучить строение всех аккордов и интервалов, прекрасно знать все тональности, запомнить сложные термины – и все равно хватать двойки и тройки просто из-за того, что ты не слышишь или не можешь спеть этот чертов номер. Ну голос не координируется головой, и ничего не поделать. Хоть обзубрись. И тут еще читеры-абсолютники под боком диктант с полпинка пишут и аккорды с интервалами определяют, хотя номинально сольфеджио развивает именно относительный слух. Лицемерие какое-то получается, не находите?

И тут же выдвигаю контраргумент против себя самой. Если у человека нет амузии – все можно развить. И медвежье ухо, и отсутствие умения петь. Планомерной работой и тяжким трудом. Конечно, можно почувствовать обиду и зависть по отношению к более одарённым, но такова жизнь. 

Учите сольфеджио, и да пребудут с вами Мозг и Уши.

—————————————————————————————————————

Другие статьи автора:

1) Русский музыкальный мистик А. Н. Скрябин (и при чем здесь «Евангелион?»).

2) Люди, которые слышат, но не слышат.

3) Музыку можно увидеть? Часть 1.

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊