Для Соединенных Штатов во время холодной войны ни один проект не был слишком безумным или слишком дорогим. Один из них, известный как проект "Азориан", стоил эквивалент 4 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах. Это позволило профинансировать масштабные восстановительные работы на морском дне. Проект осуществлялся в 1970-х годах и был беспрецедентным по тем временам. Это был один из самых сложных и масштабных проектов времен холодной войны.
Для чего он был нужен? Очевидно, для того, чтобы узнать больше о Советском Союзе.
В 1968 году советская подводная лодка К-129 стала предметом пристального интереса со стороны американских спецслужб.
В то время К-129 была довольно устаревшей конструкцией, поскольку ее спустили на воду в конце 1950-х годов, и с тех пор было сделано много технологических усовершенствований. Это была подводная лодка класса Golf II (отчетное название НАТО) длиной 100 метров (330 футов) и весом 3 000 тонн. В 1964 году подводная лодка прошла обширную модернизацию, получив новейшие электронные системы Советского Союза.
Но что делало ее действительно особенной, так это вооружение новейшей ядерной баллистической ракетой подводного базирования Р-21. Р-21 была первой советской ракетой, которую можно было запускать под водой, и для 1960-х годов это была чрезвычайно передовая технология.
К-129 потеряна
В 1968 году К-129 отправилась на патрулирование в Тихом океане, которое должно было продлиться с февраля по 5 мая, но к марту она не вышла на связь со своим штабом. После неоднократных попыток связаться с ней советские ВМС приказали ей нарушить радиомолчание и сообщить о своем состоянии. К третьей неделе марта К-129 по-прежнему не выходила на связь, поэтому советские власти объявили ее пропавшей без вести и начали огромную поисково-спасательную операцию, которую в течение двух месяцев вели 40 судов и 53 самолета
Не найдя никаких следов К-129, поиски были прекращены.
Американцы прислушались
В 1960-е годы США, естественно, было любопытно, что могло вызвать такой переполох в Тихом океане. Они знали, что если Советы предприняли такие усилия, значит, они потеряли что-то важное.
США представилась возможность заглянуть за занавес Советского Союза, и они сами начали расследование. США просто обратились к своей системе звукового наблюдения (SOSUS), которая была создана в 1950-х и 60-х годах для прослушивания активности советских подводных лодок. Они быстро обнаружили, что SOSUS зафиксировала подводный взрыв недалеко от советской зоны поиска.
Они триангулировали местоположение звука до пятимильной зоны и направили туда подводную лодку USS Halibut. До октября 1968 года США обнаружили обломки, расположенные на глубине 4 900 метров (16 000 футов) под поверхностью. Палтус" провел три недели, изучая обломки и сделав 20 000 фотографий. США обнаружили, что К-129 остался в основном неповрежденным и все еще содержал ракеты Р-21.
Но США было недостаточно найти обломки. Они хотели поднять его.
Поднятие К-129
Ничего подобного ранее не делалось, особенно с учетом глубины и веса обломков К-129. Чтобы сохранить такой грандиозный проект в тайне, США передали его ЦРУ.
Для подъема субмарины ЦРУ обсуждало возможность использования ракет или надувных шаров, но оба варианта оказались слишком непрактичными. В итоге они остановились на использовании огромной клешни для подъема К-129.
Компании Lockheed было поручено спроектировать клешню, которая должна была опускаться с судна, выполняющего конкретную задачу на поверхности. Построить судно должна была компания Global Marine, мировой лидер в области глубоководной добычи.
В результате компания Global Marine создала судно Glomar Explorer длиной 190 метров (618 футов). В его трюме имелся большой лунный бассейн, через который можно было поднимать K-129.
Однако ЦРУ столкнулось с другой проблемой: как убедить мир в том, что крупная операция, проводимая в Тихом океане, не является секретной правительственной миссией?
Они решили эту проблему с помощью эксцентричного миллиардера, бизнес-магната Говарда Хьюза. Хьюз был чрезвычайно богат, не чужд крупным проектам, ранее работал с правительством, и никто не удивился бы, если бы он финансировал миссию на дне океана. Он был идеальным человеком для этой работы.
Glomar Explorer прибыл над К-129 в 1974 году, через шесть лет после гибели подводной лодки. Во время подготовки к заданию группа была запеленгована советскими кораблями, но, к счастью, сработало прикрытие.
Клешня смогла зацепиться за субмарину, но во время подъема на поверхность оборудование частично отказало, в результате чего более половины К-129 упало обратно в бездну. Несмотря на это, миссия успешно собрала большую часть подводной лодки. Точное содержание извлеченного содержимого засекречено до сих пор, хотя, по слухам, оно содержало важные документы и ядерное оружие.
США планировали еще одну миссию по извлечению оставшейся части подводной лодки, но она была отменена, когда вся операция была разоблачена репортером.
США нашли в обломках шесть тел и останки еще большего количества людей. Эти моряки были достойно похоронены в море, что американцы засняли на видео и отправили русским в 1992 году.
#сша #ссср #к-129