Найти в Дзене

ЦРУ построило гигантскую клешню, чтобы извлечь затонувшую советскую подводную лодку

Оглавление

Для Соединенных Штатов во время холодной войны ни один проект не был слишком безумным или слишком дорогим. Один из них, известный как проект "Азориан", стоил эквивалент 4 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах. Это позволило профинансировать масштабные восстановительные работы на морском дне. Проект осуществлялся в 1970-х годах и был беспрецедентным по тем временам. Это был один из самых сложных и масштабных проектов времен холодной войны.

Корабль Glomar Explorer, используемый для глубоководной разведки, стоит в гавани Лонг-Бич.
Корабль Glomar Explorer, используемый для глубоководной разведки, стоит в гавани Лонг-Бич.

Для чего он был нужен? Очевидно, для того, чтобы узнать больше о Советском Союзе.

В 1968 году советская подводная лодка К-129 стала предметом пристального интереса со стороны американских спецслужб.

В то время К-129 была довольно устаревшей конструкцией, поскольку ее спустили на воду в конце 1950-х годов, и с тех пор было сделано много технологических усовершенствований. Это была подводная лодка класса Golf II (отчетное название НАТО) длиной 100 метров (330 футов) и весом 3 000 тонн. В 1964 году подводная лодка прошла обширную модернизацию, получив новейшие электронные системы Советского Союза.

Но что делало ее действительно особенной, так это вооружение новейшей ядерной баллистической ракетой подводного базирования Р-21. Р-21 была первой советской ракетой, которую можно было запускать под водой, и для 1960-х годов это была чрезвычайно передовая технология.

К-129 потеряна

Дизель-электрическая советская подводная лодка К-129 проекта 629А (по классификации НАТО Golf-II class) с баллистическими ракетами, бортовой номер 722.
Дизель-электрическая советская подводная лодка К-129 проекта 629А (по классификации НАТО Golf-II class) с баллистическими ракетами, бортовой номер 722.

В 1968 году К-129 отправилась на патрулирование в Тихом океане, которое должно было продлиться с февраля по 5 мая, но к марту она не вышла на связь со своим штабом. После неоднократных попыток связаться с ней советские ВМС приказали ей нарушить радиомолчание и сообщить о своем состоянии. К третьей неделе марта К-129 по-прежнему не выходила на связь, поэтому советские власти объявили ее пропавшей без вести и начали огромную поисково-спасательную операцию, которую в течение двух месяцев вели 40 судов и 53 самолета

Не найдя никаких следов К-129, поиски были прекращены.

Американцы прислушались

В 1960-е годы США, естественно, было любопытно, что могло вызвать такой переполох в Тихом океане. Они знали, что если Советы предприняли такие усилия, значит, они потеряли что-то важное.

США представилась возможность заглянуть за занавес Советского Союза, и они сами начали расследование. США просто обратились к своей системе звукового наблюдения (SOSUS), которая была создана в 1950-х и 60-х годах для прослушивания активности советских подводных лодок. Они быстро обнаружили, что SOSUS зафиксировала подводный взрыв недалеко от советской зоны поиска.

Они триангулировали местоположение звука до пятимильной зоны и направили туда подводную лодку USS Halibut. До октября 1968 года США обнаружили обломки, расположенные на глубине 4 900 метров (16 000 футов) под поверхностью. Палтус" провел три недели, изучая обломки и сделав 20 000 фотографий. США обнаружили, что К-129 остался в основном неповрежденным и все еще содержал ракеты Р-21.

Но США было недостаточно найти обломки. Они хотели поднять его.

Поднятие К-129

Огромная баржа HMB-1, судно-компаньон таинственного поискового корабля Хьюза Glomar Explorer, прошла через Золотые ворота в 20:00 по тихоокеанскому времени, направляясь "куда-то в Тихий океан". "Вес подводного аппарата составляет 51 000 тонн. Баржа и Glomar Explorer, как сообщается, использовались для подъема части российской атомной подлодки прошлым летом примерно в 750 милях к северо-западу от Гавайев.
Огромная баржа HMB-1, судно-компаньон таинственного поискового корабля Хьюза Glomar Explorer, прошла через Золотые ворота в 20:00 по тихоокеанскому времени, направляясь "куда-то в Тихий океан". "Вес подводного аппарата составляет 51 000 тонн. Баржа и Glomar Explorer, как сообщается, использовались для подъема части российской атомной подлодки прошлым летом примерно в 750 милях к северо-западу от Гавайев.

Ничего подобного ранее не делалось, особенно с учетом глубины и веса обломков К-129. Чтобы сохранить такой грандиозный проект в тайне, США передали его ЦРУ.

Для подъема субмарины ЦРУ обсуждало возможность использования ракет или надувных шаров, но оба варианта оказались слишком непрактичными. В итоге они остановились на использовании огромной клешни для подъема К-129.

Компании Lockheed было поручено спроектировать клешню, которая должна была опускаться с судна, выполняющего конкретную задачу на поверхности. Построить судно должна была компания Global Marine, мировой лидер в области глубоководной добычи.

В результате компания Global Marine создала судно Glomar Explorer длиной 190 метров (618 футов). В его трюме имелся большой лунный бассейн, через который можно было поднимать K-129.

Американское общество инженеров-механиков
Американское общество инженеров-механиков

Однако ЦРУ столкнулось с другой проблемой: как убедить мир в том, что крупная операция, проводимая в Тихом океане, не является секретной правительственной миссией?

Они решили эту проблему с помощью эксцентричного миллиардера, бизнес-магната Говарда Хьюза. Хьюз был чрезвычайно богат, не чужд крупным проектам, ранее работал с правительством, и никто не удивился бы, если бы он финансировал миссию на дне океана. Он был идеальным человеком для этой работы.

Glomar Explorer прибыл над К-129 в 1974 году, через шесть лет после гибели подводной лодки. Во время подготовки к заданию группа была запеленгована советскими кораблями, но, к счастью, сработало прикрытие.

Клешня смогла зацепиться за субмарину, но во время подъема на поверхность оборудование частично отказало, в результате чего более половины К-129 упало обратно в бездну. Несмотря на это, миссия успешно собрала большую часть подводной лодки. Точное содержание извлеченного содержимого засекречено до сих пор, хотя, по слухам, оно содержало важные документы и ядерное оружие.

Вид вниз на лунный бассейн судна GSF Explorer (ранее USNS Hughes Glomar Explorer (T-AG-193)), Бенисия, Калифорния, 1977 год.
Вид вниз на лунный бассейн судна GSF Explorer (ранее USNS Hughes Glomar Explorer (T-AG-193)), Бенисия, Калифорния, 1977 год.

США планировали еще одну миссию по извлечению оставшейся части подводной лодки, но она была отменена, когда вся операция была разоблачена репортером.

США нашли в обломках шесть тел и останки еще большего количества людей. Эти моряки были достойно похоронены в море, что американцы засняли на видео и отправили русским в 1992 году.

#сша #ссср #к-129