Многие с испугом сейчас говорят про тяжелые 90 годы. Как тогда получилось, что мы выжили. Начиналось банально на работе с секты любителей книги. Для них привозили на работу стопки книг. Собирали списки, кто на что претендует, вечером начинали тянуть, кому что достанется. В нагрузку к дефицитным изданиям включали разный хлам, который никогда бы не купили сами. Деньги за книги вычитали из зарплаты. В магазинах хороших книг было не купить.
Вскоре за книгами в дефиците оказались и продукты в магазинах, стоять за ними в очереди было некогда, находясь весь день на работе.
В то время завод стал выпускать прицепы, они были нужны всем. Денег катастрофически не хватало, нарастали не платежи. И стали прицепами устраивать бартер. Вы нам продукты, а мы 2 сцепки с прицепами.
Через профсоюз почти каждый день получали синих кур, сахар, масло сливочное, из своего совхоза палки колбасы копченой.
В общественной комнате на весах развешивали, фасовали и стояли в очереди забрать продукты.
Доходило до абсурда, воровали из упаковок яйца друг у друга, колбасу пополам делили по линейке, домой на санках везли мешки с сахаром.
Постепенно к продуктам добавлялись рыльно-банные принадлежности, носки, косметика. Профсоюз составлял списки и вычеркивал, кто брал последний раз, чтобы было справедливо. Но постоянно возникали истерики, что кого-то обделили.
К праздникам добавлялись продуктовые наборы с водкой и коньяком, которые сами по себе были предметами мены за услуги. На каждого полагалось несколько пачек сигарет, видеокассеты.
Дележка и распределение товаров отнимала много времени и нервов, но наличные деньги на них не тратились. Вели ведомости, по которым в заплату высчитывали покупки.
После заключения выгодных контрактов часть валюты завод тратил на закупку товаров для своих работников.
Вот когда страсти накалялись, и стажисты брали друг дружку за грудки. Кому тянуть импортную швейную машину или зимние сапоги, или туфли. Начальники тоже не были обделены и поощрялись покупкой первых иномарок в городе.
В подвале открыли магазин по открыткам и ходили мерить. Раздавали верхнюю одежду, размер не в размер, которую можно было сдать в комок и купить, что надо.
Взаимозачеты поддерживали людей, не оставляли с пустым столом и редкой зарплатой, которая переживала деноминацию и несли ее домой в стеклянных банках, чтобы не вырезали из сумки кошелек.
Это сейчас нет профсоюзов, бартер бы проходил при закрытых дверях и никто бы не узнал куда деваются деньги на зарплату, как случилось гораздо позднее. А так 90-е для работающих были годами, когда люди вместе стремились выжить и перетерпеть то время, а безработных практически не было.