В 1960-х годах маленькая ближневосточная республика успешно продвигалась в разработке космических технологий, что вызывало восторг в арабском мире и обеспокоенность Израиля. Под влиянием успехов Советского Союза и США в деле освоения космического пространства, ливанский учёный армянского происхождения Мануг Манугян поставил перед собой цель независимо от великих держав создать ракету, способную преодолеть земное притяжение и выйти в космос с полезным грузом.
Ливанское ракетное общество
Мануг Манугян родился в Иерусалиме, откуда его родители в 1956 году перебрались в США, где юноша потом окончил Техасский университет. Из США молодой учёный переехал в Бейрут, поступив на должность преподавателя математики и физики в небольшой армянский университет Хайгазян. Помимо всего прочего, учёный возглавил научное сообщество университета, которое осенью 1960 года было реорганизовано в ракетное общество университета Хайгазян, где от теоретических обоснований полётов ракет перешли к их проектированию и созданию. Изначально перед коллективом была поставлена сложная задача: минимизировать затраты на создание ракет при сохранении высокого уровня их эффективности.
Уставной капитал нового общества составил всего 750 ливанских фунтов, а количество участников семь человек. Однако небольшой команде энтузиастов удалось собрать свою первую ракету на твёрдом топливе из картона (оболочку) и труб, и успешно её запустить. Ракета пролетела всего 1000 метров и чуть не попала в небольшую православную церковь. Запуск очередной ракеты привёл к увеличению дистанции до 2000 метров. Вести о подобных удачных экспериментах дошли до президента республики Фуада Шехаба, в 1962 году изъявившего желание частично финансировать ракетное общество университета и предоставить в его пользование один из цехов военного завода. В том же году изменился статус ракетного общества колледжа Хайгазян на Ливанское ракетное общество.
Чуть не потопили крейсер...
В качестве космодрома использовали расчищенную и залитую бетоном площадку военного полигона возле города Дбайя, в Ливанских горах. Благодаря растущему финансированию со стороны правительства удалось без привлечения технологий и материалов из других стран создать ракеты преодолевающие большие расстояния. Так, серьёзным прорывом явилось испытание ракеты "Кедр-4", которая поднялась на высоту 140 километров и таким образом преодолела границу между атмосферой Земли и космосом - линию Кармана.
Манугян делал упор на создании многоступенчатых ракет на твёрдом топливе. При испытании возникали проблемы с техникой безопасности при погрузки топлива, вследствие чего происходили происшествия с возгоранием ракет и травмами людей получивших ожоги. Но, нужно отметить, что за время действия программы погибших не было отмечено, а среди серьёзно пострадавших числится два самонадеянных студента проигнорировавших указания Манугяна.
Второй проблемой при запуске ракет оказалась недоработанная система управления, поэтому ракеты часто сносило на побережье Кипра, правительство которого оперативно посылало ноту протеста Ливану. В 1966 году ракета чуть не угодила в британский крейсер патрулирующий Средиземное море - ракета приводнилась всего в метре от корабля.
Шпионские страсти
Успехи Ливанского ракетного общества привели не только ко всенародной любви, но и пристальному интересу со стороны Израиля и некоторых арабских государств, которые хотели получить в свои руки разработки твердотопливных ракет. Сам Мануг Манугян отмечал, что ему приходилось обнаруживать свои документы не в том порядке, в котором он их оставил, что свидетельствует о шпионаже. Вдобавок ко всему, учёному стали поступать заманчивые предложения о продаже своих разработок или вообще перебраться на новую работу. С другой стороны, учёный стал испытывать давление от ливанских военных, настаивающих на исключительно военном использовании ракет серии "Кедр" при том, что Манукян неоднократно сообщал о мирном характере своих разработок, прежде всего, хотел осуществить вывод на орбиту искусственных спутников.
Совершенствование технологии сборки ракет в Ливане привело к новому этапу развития программы предусматривающей запуск живых существ в суборбитальный полёт. Намечающийся в 1966 году полёт новой ракеты предполагал создание в носовой части небольшой спускаемой капсулы, пассажиром которой должна была стать мышь по имени Микки.
Шпионские страсти, давление со стороны правительства Ливана привело Мануга Манугяна к мысли о необходимости временно отойти от дел. В конце 1966 года учёный отбыл в США, а его дело в Ливане продолжили участники Ливанского ракетного общества. Однако в результате Шестидневной войны, а потом гражданской войны в Иордании, когда Ливан был наводнён беженцами и превратился в центр противостояния арабских стран и Израиля, в стране возник экономический и политический кризис, в результате которого ракетно-космическая программа государства стала сворачиваться: сказалось сокращение финансирование и эмиграция большинства ведущих специалистов в зарубежные страны.
Космическая программа Ливанского ракетного общества является предметом национальной гордости Ливана, так как маленькое государство является первым в арабском мире которое собственными силами создала ракеты способные подниматься на высоту свыше 100 километров. Череда испытаний, которая легла на долю Ливана не сохранила архивы об этом событии, оставшиеся участники общества погибли в ходе Гражданской войны, а колледж был повреждён в результате взрыва в начале 1980-х. Только воспоминания и личные документы участников тех далёких лет позволяет восстановить хронологию событий. На данный момент Мануг Манугян, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает свою преподавательскую деятельность в университете Южной Флориды и является консультантом университетского ракетного общества.
Выводы. За период с 1961 по 1966 году Ливану удалось осуществить не менее восьми пусков многоступенчатых ракет на твёрдом топливе, некоторым из которых удалось достигнуть высоты линии Кармана. Суммарная стоимость проекта обошлась в 300 000 долларов США, что является невысокой ценой для такого грандиозного проекта. Маленькая ближневосточная страна площадью чуть более десяти тысяч квадратных километров и населением два миллиона человек (по состоянию на 1960 год) совершила большой рывок в развитии технологий благодаря энтузиазму участников ракетного сообщества и финансовой поддержке правительства. По всей видимости, если бы не череда военных потрясений постигших Ливан, в мире было на одну космическую державу больше.
P. S. Некоторые исследователи и журналисты полагают, что Ливан нельзя считать первым арабским космическим государством, так как ещё Египет в 1957 году запустил ракету собственного производства (при технической поддержки ФРГ). Однако египетским ракетам не удалось достичь высоты границы между атмосферой и космосом.
Рубрика "Интересные факты";