Мой отец – Попов Пётр Алексеевич, закончил Большепудгинскую земскую школу. Он рассказывал, что в классах у них было по 30-40 человек, поэтому учились в две смены. Учащиеся приходили из 20 ближайших деревень: Пинезь, Телекшур, Сунцово, Дубовка, Князево, Кайшур, Чёрный Ключ, Малиновка, Сюго-Какся, и другие. За четыре десятилетия почти все деревни исчезли, и когда училась я, в нашем классе было всего 16 человек, половина учащихся из деревни Малая Пудга. Они жили в интернате, который и являлся бывшим помещением земской школы. Наша восьмилетняя школа – это одноэтажное деревянное здание, с печным отоплением, построенное где – то в 1945-1947 годах. Длинный просторный коридор с большими окнами, справа кабинеты учебных классов. Спортзала не было, и спортивное оборудование (брусья ,маты, шведская стенка, козёл) находились наиболее подходящих для них местах. Зимой, в студёную ветренную погоду, всегда холодно. На переменах разогревались как могли: бегали, играли в подвижные игры, лазали как обезьянки по шведской стенке. Дежурные, с красными повязками на рукаве следили за порядком. Но когда педагоги в коридоре отсутствовали, сами были не прочь побегать вместе с нами.
Первый урок подходил к концу. Тётя Римма, она же вахтёр и уборщица, потянулась за колокольчиком, который стоял на синей тумбочке. Раздался громкий, весёлый, долгожданный звонок. Алексей Дмитриевич записал мелом на доске домашнее задание по истории и вышел из класса.
-Ура! Наконец – то перемена, у меня даже руки замерзли. - Пожаловалась Маринка своей соседке по парте.
-А у меня нос замёрз! - Засмеялась Ирка в ответ.
-Значит надо разогреться. - Сказала Маринка и побежала по партам. В начале по первому ряду, потом по второму и третьему, легко прыгая, как козочка. Ирка решила последовать за ней, правда не на долго. В весовой категории она была гораздо крупнее подруги. На втором ряду парта её прыжка не выдержала и проломилась. Они у нас тогда были не цельными, а с открывающимися створками.
-Ой-ёй-ёй! – Испугано вскричала бегунья, быстро слезая на пол.
-Издалека не видно, что парта надломлена. – Успокаивала Маринка.
-Слушай, здесь же Витька Семёнов сидит, пойду поговорю с ним, чтобы не нажаловался.
Зазвенел звонок, оповещавший о начале второго урока. Дверь в классе открылась, дети встали поприветствовать учителя, но пришёл почему – то снова Алексей Дмитриевич. И объяснил недоумённо смотревшим на него учащимся.
-Трудов сегодня не будет, приготовьтесь к географии.
-У нас нет учебников! – Одним из первых заметил Алёша.
-Ничего страшного, займемся повторением. – И повесил на стену большую геологическую карту мира.
-И так, к доске пойдет…
Класс притих в томительном ожидании. Кое – кто даже пытался спрятаться за спины впереди сидящих товарищей. Учитель внимательно посмотрев в журнал остановился на фамилии, напротив которой красовались две двойки.
-А-ле-ксан-дров! – наконец – то произнес Алексей Дмитриевич.
Тот, услышав свою фамилию, обреченно встал из – за парты и медленно побрёл к доске. Учитель истории и географии был очень жизнерадостным по натуре человеком. Он повернулся к нему лицом и улыбаясь спросил.
-Какая тема урока была на прошлом занятии? Давай вспоминай.
Александров Саша, с первого класса имеющий странное прозвище «Пипи» с ответом явно не спешил. Он вначале произнёс «Ээээ», потом сделал вид что кашляет, длинные руки, высовывающиеся из -под коротких рукавов пиджака, не давали ему покоя. Он то и дело складывал их перед собой, то за спину, то нервно крутил пуговку на кармане. Педагог, чтобы не пришлось ставить ещё один «неуд», решил упростить вопрос, и
показав указкой на Каспийское Море спросил.
-Как называется это море?
Колик Максимов стал усердно нашёптывать товарищу ответ. Наконец, ученик взял себя в руки и уверенно ответил.
-Это Пипийское Море!
Класс тут же отреагировал громким раскатистым смехом. Не удержался и сам учитель. Вдоволь насмеявшись говорит.
-Эх Пипи, Пипи. И когда же ты успел новое море открыть?
После этого громыхнула новая волна смеха. Жестом махнув покрасневшему ученику садиться, ничего не ставя в журнал учитель стал раздавать тетрадные листочки по партам.
-Возьмите ручки, и отвечайте все письменно. Какая тема урока была на прошлом занятии, что нового вы узнали, и как это применяется в жизни нашей страны.
А сам, взяв носовой платок отвернулся к окну. Наверное, все ещё потихоньку посмеивался. Очень уж смешливый был наш учитель.
На перемене ребята дружно выбежали из класса. Остался один Витька. Он долго копошился, что-то ищя в портфеле. Затем, ощупав свои карманы вытащил самодельную игрушку – стрелялку. Стрелялка – это ручка, у которой убирался наконечник и колпачок. Пульки – маленькие, жёваные клочки бумаги.Ими мальчишки обстреливали девчонок. Почему они так делали было непонятно. Толи из-за вредности, толи из-за большой любви. Иринка с Маринкой поймали стреляльщика и вытолкали его в коридор.
-Марин, держи пока двери, сейчас мы с тобой закроемся!
Под классной доской висели линейка, циркуль и транспортир. Ирка схватила деревянный циркуль и зацепила ручки двери.
-Теперь до звонка будешь стоять в коридоре! Ты наказан за плохое поведение! – Торжественно объявила одноклассница.
Дверь с другой стороны постоянно дёргали, пытаясь открыть. Потом последовал сильный рывок, и циркуль, треснув, упал с двери.
-Ты чё, Вицин, циркуль сломал? – Заругались на Витьку девчонки.
-Это не я, а вы циркулем двери закрыли! – Оправдывался тот в ответ.
Поломанный циркуль утаить не удалось. На уроке алгебры, Любовь Николаевна взяла линейку, чтобы начертить таблицу, случайно задела циркуль, и он упал на пол, развалившись на две половинки. Математичка такого подвоха не ожидала. И взяв в руки поломку гневно вопросила класс.
-Кто сломал циркуль!? Это же школьное имущество! Какое безобразие!
Подозреваемые, потупив взгляд, тихо сидели за своими партами и помалкивали, даже провокационный вывод учительницы о том, что настоящие пионеры так не поступают , не заставил признаться в содеянном.
На следующей перемене Маринка, заметив грустный взгляд подружки попросила её.
-А давай концерт мне покажешь? Спой как Пугачёва смеётся?
Ирка улыбнулась и согласилась. Ей с детства нравилось пародировать популярные песни. Только она стеснялась, поэтому уходила в пионерскую комнату, и пела там песни, по просьбам девочек. Маринка с Иринкой весело шагали, о чём-то перешёптывались, не замечая идущего за ними поклонника. Впрочем, их у Ирки, оказывается было даже двое. Помимо Валеры Тимофеева, ещё и Витя Семёнов. Но об этом, забегая вперёд, она узнает только будучи уже пенсионного возраста. Когда он приехав из Москвы в деревню, признается о своей когда-то школьной влюблённости. Ирка спела ,,Арлекино, " вдруг из-за печки выпрыгивает Валерка, и девчонки с визгом выбегают из пионерской комнаты. Догнав одноклассниц у брусьев, хватает Ирку за руку, смеясь и дурачась начинает тянуть её. Витька, увидев эту романтическую зарисовку толкает конкурента в грудь. Тот оступившись упал, а Иринка от резко отцепленной руки, полетела локтем в окно. Дзынь!!! Стекло сломалось на три части и упало между рамами. Хорошо, что вторая рама осталась неповреждённой.
Тем временем Галина Нестеровна шла из учительской в свой кабинет. Увидев это происшествие очень испугалась, подбежала к ребятам и стала осматривать их. По счастливой случайности никто не поранился. Она, вдохнув в себя порцию воздуха, хотела произнести воспитательную речь. Но немного успокоившись укоризненно сказала.
-Разве можно так баловаться? А если бы стеклом порезались? Ну просто беда с вами! – И снова вернулась в учительскую.
У всех участников инцидента в голове возникли неприятные мысли: сейчас Галина Нестеровна пошлёт их к директору, или позвонит домой… Нет, наверное, заставит родителей направлять окно. Но мрачные ожидания не оправдались. Быть может, наша классная сама с директором поговорила и всё объяснила, как свидетельница произошедшего. Ведь никто не хотел стекло разбивать. А Витьку вообще пожалеть надо, он же сирота, его бабушка одна воспитывает.
Тётя Римма снова взяла в руки колокольчик, оглашая школу заливистым перезвоном.
-Ты зачем пальто одеваешь. - Удивлённо спросила подруга Ирку. – У нас же сейчас классный час будет.
-Знаешь, я решила, что больше бегать не буду. Вот надену пальто и согреюсь…
На классном часе была репетиция к 23 февраля. Галина Нестеровна, для начала решила проверить, кто выучил стихи. Тут в дверь постучавшись вошла старшая пионер-вожатая, и забрала с собой нашего горниста и барабанщика. Из пионерской комнаты доносилось «Пам-пабабам-пам-пабабам. Ту-тудуду-ту-тудуду»…
Спустя много лет эта незатейливая мелодия всё еще звучит в моей памяти, напоминая моё школьное детство уже не существующей страны, где все верили в светлое будущее.