«Столицей такого бизнеса сегодня по праву является город Днепр», — так считает заместитель председателя правлении Сбербанка Станислав Кузнецов. По его оценкам, в Днепре в октябре 2021 года действовало около 150 call-центров, которые обзванивали клиентов банков с целью похитить их деньги. Есть такие call-центры и в других городах Украины. Об этом один из руководителей крупнейшего банка страны поведал в эфире программы «Соловьев Live».
Почему так происходит?
Скажем сразу, что эта статья не имеет цели посеять вражду между нашими странами. Деньги с карт россиян часто списывают не только украинцы из-за рубежа, но и «родные» российские мошенники. Для преступников из Украины гражданство жертв также не имеет решающего значения. Они активно работают на своем рынке, и параллельно расширяют географию деятельности с целью собственного обогащения.
Воровство денег с банковских карт россиян — это не особый вид борьбы с «государством-агрессором». Простому украинцу гораздо проще вступить в контакт с русским, чем с чехом или немцем. Мы со многими украинцами разговариваем на одном языке, у нас похожий менталитет, мы пользуемся одинаковыми финансовыми продуктами. Поэтому украинские мошенники и выбирают себе жертвы среди россиян.
Однако напряженные отношения между Украиной и Россией тоже играют здесь свою роль. Российские спецслужбы не имеют возможности бороться с преступностью совместно с коллегами из Украины. Контакты между ними разорваны по политическим причинам. Поэтому мошенники, которые совершают преступления против граждан России с территории другого государства, чувствуют себя безнаказанно.
Как выглядит мошеннический колл-центр
Устроиться на работу в компанию, которая занимается списанием денег с карт граждан, пытался журналист украинского издания «Страна.ua». Офис, в который он проник, расположен в Киеве.
Объявления о приеме на работу
Объявления о вакансиях в такие организации без всякого стеснения публикуются в интернете. Требования к соискателям работы следующие: «Грамотная речь, свободное владение русским языком, навыки работы на компьютере».
Официального трудоустройства такие организации не предлагают. При поступлении на работу трудовая книжка и прочие документы не нужны. График работы: с 9-00 до 19-00, 5 дней в неделю. Зарплата — от 20 000 гривен (54 000 рублей), выплачивается раз в неделю.
Собеседование
После звонка будущему работодателю на собеседование можно прийти уже через несколько часов. Журналист «Страны.ua» попал в офис, который находится в центре Киева (на улице Владимирская). Кстати, этот офис расположен недалеко от здания, в котором размещается центральный аппарат Службы безопасности Украины (ул. Владимирская, 33). СБУ — это аналог российской ФСБ.
Как можно заметить, мошеннические компании в Украине работают, сильно не прячась от силовиков. Если бы у правоохранителей этой страны было желание, они могли бы осложнить жизнь аферистам. Но такого желания, видимо, нет.
Вернемся к собеседованию. На нем у потенциального работника не просят даже паспорт. Первым делом человеку говорят, что ему предстоит звонить гражданам России, представляться сотрудником Сбербанка и убеждать их переводить свои деньги на другие счета. При этом говорится, что простые люди не пострадают. Деньги на карточках, якобы, застрахованы от кражи. Пострадают банки, а у них денег много.
Как организована мошенническая деятельность
Свой первый звонок потенциальной жертве новый сотрудник компании сможет сделать уже на следующий день. В первый день ему предстоит смотреть, как пытаются обмануть людей другие.
В мошенническом колл-центре, в который проник журналист, оборудовано 12 рабочих мест. Но в тот день трудились только 4 человека. Штат собираются расширять. Оборудование для работы — ПК, наушники, микрофон. На экране компьютера открыта база звонков и подсказки о том, как вести диалог.
Новому сотруднику также дают методические рекомендации на нескольких листах. Там описывается, как нужно представляться, что следует сказать, что может ответить клиент и как его убедить перевести деньги на другой счет. Наиболее распространенная схема обмана: людей пугают тем, что кто-то пытается совершить операцию по их карте. А чтобы сберечь деньги, их нужно перевести на другой безопасный счет.
Еще одна (более новая) схема «развода» — потенциальным жертвам преступники звонят от имени сотрудников полиции. Они, якобы, расследуют действия телефонных мошенников. Чтобы изобличить преступников, человек должен перевести свои деньги на другой счет. А затем «правоохранители» вернут ему его средства.
Журналист пробыл в мошенническом колл-центре 3 часа. За это время аферисты никого обмануть не смогли. На доске, которая висела на стене, был указан план на день — «завести» 200 000 рублей. До прихода журналиста в офис двое сотрудников уже списали с карт клиентов банков по 170 000 рублей (это некие «33» и «Большой»).
В среднем с карты жертвы мошенники за раз списывают 8 тысяч рублей. При схеме с кредитом можно вывести более крупную сумму. Здесь человеку по телефону сообщают, что некто оформил на его имя кредит. Чтобы его закрыть, жертва сама должна подать заявку на займ. А затем перевести полученные деньги на указанный счет, и кредит закроется.
Нового сотрудника вводил в курс дела некто Артем. Его возраст — 20 лет. В компании он работает 3 месяца, и при этом он учится на очном отделении вуза. Артем искал себе работу на лето. Но заниматься мошенничеством ему, видимо, понравилось. Теперь он хочет перевестись на заочное отделение и продолжить работать.
Артем совершает около 300 звонков в день. При этом выманить деньги удается у 5-7 доверчивых граждан. Иногда за день не удается обмануть никого. Но такое бывает редко.
Сотрудники компании получают 7,5% от той суммы, которую они «заведут», а также оклад — 100$ в неделю. Только за один «развод на кредит» в 170 000 рублей мошенник получит 12 750 рублей.
Если каждый рабочий день выманивать у 5 клиентов по 8 тысяч рублей, то получится сумма
22 * 5 * 8 000 = 880 000 (рублей).
7,5% от этой суммы — 66 000 рублей. Плюс оклад за 4 недели — 28 500 рублей.
При этом Артем мнит себя хорошим психологом. Он, якобы, по первым фразам собеседника может понять, удастся выманить у него деньги или нет.
Количество удачных переговоров также зависит от качества базы телефонных номеров, которую удалось купить в интернете. Если базу никто не прозванивал, то обманывать людей легче. Однако такое теперь встречается редко. Почти всем россиянам мошенники уже звонили, и неоднократно.
Чем закончился визит журналиста
Через 3 часа «стажировки» журналист «Страны.ua» попал под подозрение. В офис приехал человек кавказской внешности и еще одна женщина. Они пригласили будущего сотрудника на повторное собеседование и сказали, что он похож на одного из сотрудников СМИ. Молодой человек отверг это подозрение. Он попросил разрешения выйти и принести из автомобиля паспорт. Больше в офис мошенников он, конечно, не пошел.
Что делать, если вам позвонили подозрительные сотрудники банка
Если с вами вступил в контакт сотрудник банка и попросил произвести манипуляции со своим счетом, положите трубку и прекратите разговор. Затем сами позвоните в кредитную организацию и убедитесь, что с вашими деньгами все в порядке.
Если вам позвонили «сотрудники правоохранительных органов» и попросили перевести свои деньги на другой счет в оперативных целях, попросите их вызвать вас в отдел полиции официальной повесткой.