Приветствую, друзья!
Лет двенадцать назад я оказался в глухом уголке Тверской области, мой приятель купил там дом и мы отправились его посмотреть компанией.
Позже я в купленном доме, при его осмотре обнаружил дореволюционные банкноты, книги и погоны бомбардира-наводчика 59-ой артиллерийской бригады русской императорской армии. Бригада была сформирована в 1914 году, по мобилизации с началом 1 мировой войны. Об этом я написал статью в начале своего пути на этом поприще. Она немного неуклюжая, но лиха беда начало. Погоны и другие находки от этого не стали менее интересными, посмотреть можно ЗДЕСЬ
Мне очень полюбились эти места, это от Твери на север 200 километров. Очень красивая природа, местами напоминающая Карелию с гранитными валунами. Я стал каждый год туда приезжать. К сожалению в этом году традицию не поддержал, но ничего ещё наверстаю. Познакомился с местными и поддерживаю отношения. После московской суеты, общение с ними даёт душевное спокойствие.
Так вот, один из моих товарищей выкупил участок земли со старым домом, дореволюционной постройки. Вот он.
Он находится рядом с домом, что купил мой приятель. И всегда привлекал моё внимание. К сожалению у меня нет его более подробных фотографий. А сейчас уже не сделаешь, дом разобрали. Мне жаль его, у него была нетипичная архитектура, он стоял буквой «Г» на углу перекрёстка. И кровля и компоновка, все отличалось от домов в окрестностях. В нем не было соединенного переходом с жилым помещением помещения для домашних животных, типичного для северных мест, что б снежной зимой не выходя на улицу ухаживать за скотиной.
Впечатление что в нем проживало зажиточное семейство. Я его прозвал «чёрный дом», потому что его древесина очень тёмная, этим он тоже выделялся.
Сколько там никто не живет, не помнят даже глубокие старики, либо я не попадал на тех кто мог что-то рассказать…
У дома рухнула центральная балка кровли, но она упала на массивный дубовый буфет. Такой, без затей, без резьбы и прочих украшений, но безумно крепкий, сделаный на века. Верх послабее и поддался, сложился и превратил в осколки стоявшие там чайные пары и рюмки-лафитники в осколки. А средняя и нижняя части буфета словно колосс держали давление кровли и даже снега зимой. Нижняя часть под этим давлением превратилась в сейф, который ещё вскрыть пришлось потрудится. Створки стояли намертво. Это стало возможно разумеется после разборки дома. Его больше нет, и мне печально от этого факта. Я понимаю что ничего не поделать, но вот оно наше прошлое, наша история в таких домах….
В буфете оказалась дюжина ножей из царской России. В упаковке, крышка её очень слабая и практически рассыпается в руках. Но в любом случае очень интересно видеть как продавались подобные предметы в то время. Изготовлены видимо до 1914 года (вернее до середины лета 1914 до начала войны), этикетка на немецком языке, экспортный вариант.
Они уже у меня, передали со знакомым.
Изготовлены ножи фабрикой Теребиных из села Павлово в Нижегородской губернии, центре металлических производств.
На коробке и ноже фирменные фабричные знаки, шестерня с крыльями и серп.
Как фабрика выглядела в начале 20 века, изображено на этикетке. Мощное было предприятие.
Эти кирпичные корпуса построили сыновья основателя фирмы в 1908 году на собственной земле и на арендованной у крестьянской общины. При этом у фабрики были филиалы в нескольких местах, во Владимирской и Нижегородской губерниях. Братья Алексей и Василий учредили в этом же году Торговый дом «М.И. Теребин и Сыновья». На этикетке так и написано.
Также маркировали свою продукцию А.В. Теребины. Смотрите фото выше с клеймом на лезвии.
Очевидно что ножами не пользовались. Все с фабричной заточкой. Никто более не точил. Все сохранили оригинальную геометрию. Видимо берегли на приданое или ещё для чего-то…
Я помыл их с моющим средством, рукоятки вообще отлично выглядят.
Лезвия в разном виде, но без ужасных повреждений от коррозии. Вот самые значительные.
Коробочка на клепках собрана. Фабрика металлического производства..
К сожалению судьба фабрикантов не завидная. Старший брат Алексей скончался от саркомы в 1912 году. В годы 1 мировой войны помимо обычной для себя продукции, фабрика выпускала различные клинки для нужд армии, а также саперный и хирургический инструмент.
После революции, в начале 1918 года произошла массовая национализация металлических производств в Павлово и окрестностях.
А в ночь на 1 сентября 1918 года произошёл печальный эпизод. Василий Теребин был расстрелян в качестве «заложника буржуазии», вместе с ещё 41 человеком список которых был напечатан в газете «Рабоче-крестьянский нижегородский листок». Расстреляли в порядке возмездия за убийство Урицкого и Володарского и покушение на Ленина.
А их фабрика до сих пор существует под названием Павловский инструментальный завод. В 1930 году и до 1958 года он назывался Завод имени Сталина.
И вместе с ножами, в буфете был также привет и из Сталинской эпохи. В виде хорошо сохранившейся коробки от духов «Шипр».
Не от одеколона, а от духов высшего качества, изготовленных на настоящих цветочных экстрактах.
Вот такая история. Одновременно и грустная, потому что сходят с лица нашей земли интересные строения и их содержимое. В местах где раньше жило много людей, и неплохо жило, становится малолюдно, местами пустынно.
Хорошо хоть что так получилось и для дальнейшей истории сохранились эти ножи, можно представить как упаковывала сто с лишним назад свою продукцию фабрика Теребиных. А так бы дом ещё постоял, буфет не выдержал очередной снежной зимы, все бы рухнуло и похоронило под собой.
Только представьте сколько раз это происходило в необъятных масштабах нашей страны…
Благодарю за внимание! Делитесь своим мнением в комментариях!
Если Вам интересны такие приветы из прошлого, любите антиквариат и историю подписывайтесь на канал Владимир Артамонов и мой аккаунт в Инстаграм.