Глава из моей неизданной книги
1.1.2. Как побороть страх
Какими бы сильными мы не презентовали себя в социальной среде, в каждом из нас существуют страхи. Они нас бодрят или вводят в ступор, создают внутреннее напряжение, нервозность, тревогу.
Страхи всесильны. Они управляют нашими мыслями и действиями
И с помощью страхов управляют нами другие, более энергичные и предприимчивые люди.
Чаще всего наши страхи находятся в состоянии неопознанных или не признанных. Чаще всего мы не отдаём себе отчёт в том, чего боимся. Ведь открыто бояться чего либо многими из нас воспринимается как слабость, а слабость проявлять никак нельзя, а то заклюют. Поэтому тщательно прячем, даже от самих себя. Да, да, зачастую даже самим себе не можем признаться в своих же страшилках.
А раз есть страх, значит есть сгусток энергии, который живёт в нас и влияет на нашу жизнь, внося корректировки в мысли и действия.
Приведу простой пример незаметного проявления одного из наших страхов.
Вы не водите автомобиль. Есть деньги, чтобы его купить, объективно вы бы могли справиться с вождением без проблем, знаете ПДД, ездите по итогу на такси или общественном транспорте из за чего теряете в оперативности передвижения, терпите неудобства и ограничения, зависите от других.
У вас есть логические оправдания этому: у меня много задач, которые отвлекают от вождения, я не хочу пополнять ряды водителей, которые и без того создают пробки на дорогах, автомобиль - это зависимость и ТД.
Отговорки могут быть самыми разными и все они логически выверены нашим разумом и кажутся вполне достаточными, чтобы не садиться за руль. Однако, если уж быть объективными, все они проигрывают в соревновании с достоинствами владения и управления автомобилем.
Какой же страх скрывается за нежеланием садиться за руль?
Их может быть несколько.
Первый - это боязнь за свою жизнь. Да, казалось бы, человек может расстаться со своей жизнью сидя на пассажирском кресле, но кто вам сказал, что страхи всегда легко определяются как рациональные? Хотя в этом случае страх ответственности за свою жизнь вполне себе рациональный. Ведь когда ты сам за рулём, ответственность за свою жизнь и жизнь пассажира лежит в первую очередь на тебе.
Если уж разбирать тщательно именно этот пример, то обязательно нужно упомянуть и такой момент, как сознательное принятие страха.
К примеру принять наличие страха за чужую жизнь мы ещё как то можем, но сложнее принимается страх ответственности за свою жизнь. Ведь признать его наличие - значит признать свою неготовность к взрослой жизни, признать свою слабость, инфантильность.
Поэтому придумываются различного рода логические цепочки, которые скрывают нашу инфантальную часть психики.
Кстати, о страхе смерти.
Вообще страх смерти самый сильный. Он является базовым. Это как главный босс в игре, который одолеть большинству из людей не под силу.
Если вам кажется, что он вас не страшит, значит, вам всего лишь кажется. Вы обложились такими удивительными защитами, что вам кажется, будто страха смерти у вас нет.
Страх смерти является животным, основным и имеет самый мощный заряд энергии. Да, есть люди, которые научились с ним взаимодействовать и управлять, но таковых единицы.
Основная масса населения планеты находится под его властью.
И чем мы больше его прячем под слоями логических оправданий и культурных ценностей, тем неординарнее он проявляется в нашей жизни.
Нужно признать, что мы изобретательны в уходе от мысли о смерти.
Многие всем известные особенности характеров, поведения и многие другие проявления являются защитой от страха смерти. Вы можете удивиться, но в этом списке даже трудоголизм.
Человек, который нагружает на себя массу обязанностей, он крутится всю жизнь как белка в колесе, у него нет времени на себя, он только и делает, что работает, работает, выполняет общественные задания, везде участвует - это его удивительный способ отвлечься от мысли о смерти.
Пока его разум занят под завязку, страху сложно попасть в сознание. Он остаётся на задворках психики, но он не теряет своей актуальности и энергии. Он влияет на мысли и действия опосредованно, незаметно для носителя.
Назовем этот тип людей:
"Боюсь не успеть". А смерти, нет, не боюсь"
Лирическое отступление. Помню, как в детстве я узнал о наличии этого факта конечности жизни. Восприятие смерти на меня подействовало ужасающе. Мощные Панические атаки преследовали как минимум год, затем психика выработала защиту, своеобразный алгоритм, по которому каждый раз при возникновении мысли о смерти, тут же придумывала актуальную защиту, которая помогала не испытывать ужас.
В дальнейшем мои защиты стали перерастать в одну из форм трудоголизма.
У детей свои защиты от этого страха, у взрослых свои.
Защиты формируются на основе многих факторов, но большинство из них являются по своей сути культуральными атрибутами нашего суперэго, то есть социально приемлемыми установками, дающими вторичную выгоду в виде положительного отношения общества.
Что это значит на обычном языке?
Просто: чтобы спрятать свой страх, человек выстраивает такой забор, который бы нравился обществу, чтобы в свою очередь получить благодарные флюиды от окружения.
Ещё проще на примере.
Чтобы страх смерти не преследовал человека ежедневно своими паническими атаками он, например, гиперкомпенсировал свой страх в юмор и стал стендапкомиком. Теперь общество его воспринимает очень жизнерадостным бесстрашным человеком, сам человек выстраивает свою жизнь в череду гэгов, скетчей, ежедневно придумывая новые и новые, что, естественно, настраивает его мыслительные процессы определённым образом, в которых места для страха смерти нет, так как его сознание занято разработкой весёлых мыслей. Энергия этого смертельного страха стала для него движением к жизни.
Понятно, что этот вид страха для нас Босс среди подобных чувств. А как же быть с более мелкими, но и из-за этого более назойливыми гвоздями нашего сознания?
Первое, что нужно знать - это причину страха. Не всегда она видна явно, сначала потребуется ее найти.
Но, как говорится, есть страх, а статья найдется.
Чувствуете Тревожность? Можно и нужно найти и причину.
Говорите с самим собой. И будьте откровенны. Себе вы можете признаться в любой слабости. Вы же никому не расскажете, если не хотите? Значит с самим собой можно и нужно прям откровенно, прям честночестно.
Устройте для себя внутренний конкурс на самую откровенную признательную беседу с самим собой. Своеобразный компромат плезир.
Задавайте себе вопросы: зачем, почему, какая выгода мне от этого.
Пусть ваш внутренний диалог не будет состоять из одних утверждений.
Я бы вообще бил тревогу и бежал бы к психотерапевту, если в размышлениях только утверждения, без вопросов. Это значит, что человек пользуется в мыслительном процессе лишь готовыми патернами, по сути не утруждая свой разум истинными размышлениями.
Всегда задавайте вопросы самому себе. И подвергайте сомнению каждое утверждение, каждый паттерн, который вы используете в жизни, особенно если это касается суждений о себе, об обществе, о так называемой сути вещей.
Поступайте так же и в работе со страхом. Есть некая тревожность, не определённый сознанием страх. Нужно не отмахиваться от тревожности, а попытаться её почувствовать ярче прислушаться к ней, какие мысли она вызывает, затем, если не всплыл из под нее определённо локализованный страх, задать себе вопросы об ощущениях, которые сопутствуют страху. За что я боюсь? Можно перебирать актуальные социальные установки:
страх потери работы
Страх потери власти
Страх потери уважения
Страх потери жилья
Страх потери статуса
Страх потери ребенка
Страх потери родителя
Страх потери самоконтроля
Страх потери свободы
И многие другие страхи
Вы заметили, что везде фигурирует потеря?
Мы боимся потерять.
Будто от нас что-то отнимется.
От нашего Я, от нашего Эго.
Почему именно от нашего?
Любой из выше упомянутых страхов - это часть нас: родственники - это наша часть психики в которой есть представления о каждом из них, там все наши эмоции, чувства и отношения к каждому из них. Образ любого близкого человека представлен в нашей психике. И мы боимся потерять именно его.
То же самое со свободой или уважением - и то и другое лишь наше представление, которое находится в нашем эго. Оно только наше и мы вправе им распоряжаться.
И если наше эго цельное, оно не требует комитета по охране от интервенций и нет угрозы развала, разрушения, а значит нет и страхов.
Получается, что перечисленные страхи являются атрибутами инфантильного эго, которое всегда находится под угрозой разрушения, так как оно является по сути недостроенным, недовзрощенным.
Чем взрослее наше Я, тем мы менее подвержены страхам.
Таким образом, избавляясь от одного из страхов, мы становимся психологически устойчивее, взрослее.
Нужно признать факт, что большинство людей на планете являются психологически детьми. Не важно, сколько Годиков стукнуло "психологическому ребёнку", его реагирование на окружающий мир, его умозаключения, его структура психики является детской, инфантильной.
Скажу больше: большинство проблем общества как раз из-за большого числа инфантилов у власти, у руля общественного мнения. Инфантилы более всего подвержены коллективным страхам, параноидальным мыслям, их мнением легче манипулировать, их страхами проще управлять.
Но даже в этом стаде есть "протестные подростки" и их тоже много. Часто их можно принять за психологически взрослых из-за неуправляемости методами, которые на других прекрасно работают. Однако эти протестанты как и их соплеменники по степени взросления психики реагируют на внешнее воздействие одинаково - протестом. На "да" спешат ответить "нет", поступая с точностью до наоборот. Первое, что указывает на их инфантильность - это восприятие любой информации на свой счёт, будто бы она направлена исключительно на них.
Люди с незрелой психикой воспринимают окружающий мир как родительскую фигуру. Особенно, если этот мир не предлагает игровую форму взаимодействия, а транслирует директивы в виде указаний.
Нужно понимать, что игровая форма взаимодействия является именно детской, инфантильной. Если вы приемлете именно такую форму, значит вам требуется работа над взрослением психики, чтобы вырастить своё эго, своё Я.
Взрослейте психологически и ваши неврозы будут исчезать один за другим, ваши страхи растворятся, один за другим. Вами никто не сможет манипулировать в свою угоду.