Найти тему
Intendant

Средневековый спам: самая старая реклама книг

Оглавление

Реклама окружает нас со всех сторон. Избежать ее можно, только если закрыть глаза и уши. Маркетинг и реклама уходят корнями в средневековье и столкнуться с ними можно даже в книгах.

В последние три столетия Средневековья (1200-1500) спрос на книги резко возрос, отчасти из-за их более дешевого производства и растущего числа читателей. Спрос оказал серьезное влияние на предложение: городские мастера переняли книжное производство у аббатств. Они стали брать деньги, получать прибыль и создавать коммерческий книжный рынок, который существует до сих пор.

По мере того как все больше людей вовлекалось в коммерческое производство книг, конкуренция между ремесленниками росла. С XIII века книжный мир превратился в рынок, где мастерам нужно было продемонстрировать покупателям свои умения. Поэтому в книгах стали появляться вставки с рекламой писаря.

Спам в книгах

Гизен, Университет Библиотека, 945 (объявление в конце книги)
Гизен, Университет Библиотека, 945 (объявление в конце книги)

Лучший способ продемонстрировать свои способности переписчика книг, сама книга: каждая страница - это оценка мастерства ремесленника.

Некоторые писцы напрямую обращались к потенциальным клиентам на последней странице книги, где они расхваливали прекрасное качество рукописи и свои способности.

Наглядный пример принадлежит писцу, который называет себя Хернейсом. На последней странице книги, скопированной для клиента, он написал следующее сообщение:

"Если кому-то еще понравится такая красивая книга, приезжайте и найдите меня в Париже, напротив собора Парижской Богоматери".

Послание ‘заманивало’ читателя на букинистическую улицу средневекового Парижа, прямо напротив собора.

Несколько менее вопиющий случай спама произошел в Голландии пятнадцатого века, в самой западной провинции Нидерландов. Шесть рукописей на среднеголландском языке сохранились благодаря анонимному коммерческому писцу, работавшему там.

Все содержат один и тот же текст Библии, что говорит о том, что переписчик специализировался в одном конкретном направлении. В каждой книге есть несколько различий в компоновке, материале книги(бумага/пергамент), дополнительных миниатюр, качестве шрифта. Эти различия, скорее всего, отражают пожелания клиентов, писца.

Но одна из рукописей содержит любопытное послание:

"Если вам нравится эта копия Ветхого Завета, я могу сделать для вас книгу с Новым Заветом".

Это заманчивое предложение похоже на iTunes "Дополните мой альбом".

Флаер

Оксфорд, Бодлианская библиотека, Арх. Г. э. 37 (ок. 1477)
Оксфорд, Бодлианская библиотека, Арх. Г. э. 37 (ок. 1477)

Самый редкий вид средневековой рекламы также является самым маленьким. Всего 80×146 мм, что немного больше, чем у кредитной карты.

Небольшая полоска бумаги, является рекламой, латинской литургической книги Sarum Ordinal, или Sarum Pye, которая содержала наставления для священников в дни празднования тех или иных английских святых. Которую переписал Уильям Кэкстон в своем магазине в Вестминстере в 1477 году.

Это самая ранняя печатная реклама на английском языке и учитывая последние строки, она должна была быть вывешена в городе: "Supplico stet cedula" (Прошу, оставьте это на виду). Так же как и Хернейс, Кэкстон сообщает клиентам куда нужно идти, чтобы получить хорошую, дешевую книгу без опечаток. Примечательно использование интересного маркетингово трюка: в тексте упоминается, что книга написана тем же шрифтом, что и флаер. Другими словами, читатель может своими глазами убедиться, почему стоит отправиться в лавку Кэкстона.

Объявление

Гаага, Королевская библиотека, 76 D 45 (рекламный лист, с. 1450)
Гаага, Королевская библиотека, 76 D 45 (рекламный лист, с. 1450)

Наиболее распространенная реклама средневековых времен.

Привлекающее внимание золотыми буквами объявление, демонстрирующее опыт мастера потенциальным клиентам, написано неким Германом Штрепелем, который работал примерно в середине пятнадцатого века, возможно, в немецком городе Мюнстер.

Примечательно, что помимо рекламы своих возможностей в каллиграфии в объявлении немецкий мастер написал:

"Если вы хотите научиться писать, заходите".

Это показывает, что ремесленник расширил свои услуги за пределы простого производства книг. Обратная сторона объявления пуста, поэтому, вероятнее всего, оно висело на виду у потенциальных клиентов, возможно, в окне или на стене.

Маркетинговые уловки, рассылка спама и использование красочных объявлений для привлечения клиентов: реклама сегодня остается так же эффективна, как и 600 лет назад.

Erik Kwakkel

перевел Intendant

Читайте также:

Я, я и я: история средневековых селфи

Подключив Баха к синтезатору, получишь работу со Стэнли Кубриком

После танца с королем Людовиком XIV

Самые необычные книги

Премия для современных романистов

Справочник покемонов в средневековом стиле

От чего умирали женщины в литературе

❗ Подписывайтесь
🗯 Комментируйте
❤️ Ставьте лайк

#книги #литература #средневековье #реклама

Хобби
3,2 млн интересуются