Сколько раз приходилось сетовать на тему: мы перестали читать книги – просмотры, прослушивания, клиповое мышление и тому подобное.
Мы, действительно, читаем сейчас меньше, хоть и не выходим из интернета, этой всепоглощающей стенгазеты. Но литература, вовлечённость в процесс чтения – тут наметилось отставание. Как следствие, начинает хромать грамотность, ухудшаются: память, образное мышление, фантазия. Речь становится менее структурированной, доказательной.
Что же со всем этим делать?
Ответ прост. Читать.
«Ну, нет. У меня совсем нет на это времени», - скажет кто-то. Время можно найти, это не главное препятствие. Основное, что нам мешает начать читать, это боязнь выйти из рутинного потока событий. Ну, и головушка, которую нужно научить сосредоточиваться.
Начать можно с малого, но очень важного. Бросить себе вызов! Можно сделать это по следующей схеме:
- решить, что будешь, к примеру, читать целый год по одной книге в месяц. Пятьдесят две книги в год – это очень хороший результат;
- назначить дату начала челленджа и обложиться интересными литературными (это важно!) произведениями;
- поспорить на что-либо с другом, что прочитаешь книг больше, чем он, вместе легче преодолевать трудности и бороться с ленью.
Итак, начали!
После непременной эйфории, наступит понимание, что вы не в форме. Не в читательской форме. Что мешает?
1. Звуки.
2. Сложно сосредоточиться.
3. Не получается наладить регулярность в чтении.
4. Кажется, что ничего не запоминается.
5. А как же сериал/ ютюб/ друзья (список уплывающих в необъятную даль любимых занятий растёт день ото дня)?
Как можно это исправить?
Во-первых, с ленью можно бороться с помощью чёткого настроя на чтение. Этого можно добиться с помощью постановки небольших, посильных задач: определить, сколько страниц нужно прочитать в месяц (количество страниц в выбранной книге), разделить их на тридцать дней. Получаем количество страниц, которые нужно прочитать в день. [С детства запомнился совет Надежды Крупской, что читать нужно не менее пятидесяти страниц в день]
Подводные камни: толстые книги – большее количество страниц, можно не справиться, не уложиться с прочтением в месяц. Выбирать только тонкие книги – читтерство, смешно и глупо, так можно скатиться до описаний произведений.
Во-вторых, очень хорошо, но не так действенно, помогает таймер. То есть определяем, сколько времени нам необходимо потратить в день на чтение и держимся этого правила.
Подводные камни: в книге бывают «лёгкие» и не очень места, соответственно, читаются они с разной скоростью.
В-третьих, к каждому делу нужно подходить вдумчиво, ну или как стало модно говорить: осознанно. Психологи говорят, что для того, чтобы быть продуктивным, необходимо погружение в задачу в течение двадцати одной минуты. Чтение не будет исключением из этого правила. Поэтому перед тем, как начать читать, можно заняться чем-то спокойным, умиротворяющим, подключить медитацию (но это я, наверное, слишком). Через пятнадцать-двадцать минут книга – приятное продолжение отдыха.
Подводные камни: в наш век многозадачности сложно «вот так взять и всё бросить». Ищите свои пути переключения на чтение. Важен результат – чтение в удовольствие.
В-четвёртых, «держим фокус». С непревычки, внимание норовит переключиться, расплыться. Важно не препятствовать этому, но терпеливо вести его (внимание) «за ручку» - снова и снова возвращаться к месту, где мы «поплыли». Можно, попробовать читать вслух, так подтягивается техника чтения и дикция, и внимание держится стабильнее.
Подводные камни: очень, ну очень медленно продвигаемся.
Надо понимать, что мозг только пошёл в зал качать свои мозговые мышцы. Дайте ему время. Проложатся новые нейронные связи, подключатся ассоциации, подтянется память. Всё получится!
В-пятых, верьте себе. Не стоит упорствовать в дочитывании неинтересной книги. Бросайте, не ваше.
Подводные камни: нет удовольствия от законченного дела. Немного досадно.
Развиваем читательское чутьё. Начинаем новую книгу, очень интересную.
Когда-то наша страна была самой читающей в мире. По крайней мере, так говорят.
Вернём статус?