На днях на канале «Историк на диване» вышло интервью с известным военным историком и блогером Климом Жуковым о необходимости повышения требований для участников реконструкторских фестивалей (прочитать его можно, кликнув на эту гиперссылку). В комментариях возникло несколько любопытных дискуссий. И я подумал, что пришла пора поговорить о том, что же такое историческая реконструкция в целом и какие реконструкторы водятся, так сказать, в естественной среде обитания. Ведь обычно, с точки зрения обывателя, это странные люди (если не сказать больше - фрики), которые развлекают их во время разных мероприятий. Нечто среднее между аниматорами на праздниках и древнеримскими гладиаторами, которые бьются на ристалищах на потеху толпы. Но это не совсем так. В классическом понимании историческая реконструкция - это воссоздание материальной культуры выбранного определённого периода или эпохи и региона. Например, Норвегия, VIII-IX век. Или Северная Русь X века. Или Южная Италия XV века. Продолжать можно практически до бесконечности (лично я занимаюсь реконструкцией сразу трёх эпох - нормандских рыцарей XI века, ополчения Риги XIV века и пехоты армии Союза времен Гражданской войны в США - подробнее о моем пути в это хобби можно узнать, кликнув по этой гиперссылке). Но воссоздание того или иного исторического периода - это не только драки на железных мечах и топорах или стрельба из макетов мушкетов. Это, мягко говоря, слегка больше. Обсудим, какие же, назовём это условно, «виды» реконструкторов встречаются на просторах России-матушки.
Организатор самого крупного фестиваля исторической реконструкции эпохи раннего средневековья в России «Русборг» Павел Семенов выступил за ужесточение требований для участников.
1. Просто любители «подраццо»
Самая многочисленная когорта реконструкторов (если их можно так назвать). Причём возраст и стаж в движении тут не важен. И с этого, кстати, начинали 99 процентов известных мне реконструкторов мужского пола. Им главное, как говорится, «побить других людей железной палкой». Собственно, об истории у большинства из них понятия из серии: шлемы были из железа, а кольчуги из колец. Тут я, конечно, утрирую. Абсолютное большинство по-настоящему увлечённых реконструкцией людей тоже любят подраться (я, например, так очень). Но им важно делать это в соответствующих эпохе доспехах и на правильном оружии. И это ничуть не менее важно, чем просто «подраццо». Но встречаются и идейные. Обычно эти товарищи обычно имеют минимально допустимый комплект костюма и доспеха, чтобы проходить допуски на фестивали и в бугурты. Иногда из таких «личинок реконструкторов» появляются настоящие звёзды. Но, к сожалению, далеко не всегда.
2. Снобы из "Палаты Лордов"
Это, без сомнения, реальные знатоки своей (или своих) эпохи, часто обладающие поистине энциклопедическими знаниями по истории и материальной культуре, и реальным историческим образованием (а иногда и научными степенями). При этом часто в «тусовке» их считают «душнилами», однако терпят, и даже по-своему любят и ценят. Обычно ребята из этой славной когорты могут сравниться по уровню снобизма с потомственным английским сэром из Палаты Лордов (ну или средней руки провинциальным российским депутатом - это почти одно и то же). И чаще всего с презрением относятся к представителям других «видов» реконструкторов. Очень часто реконструируют королей, королев, разных герцогов, графов и прочих сэров и пэров. Регулярно тратят на свои костюмы и доспехи столько денег, что простому смертному, который узнает порядок цифр, может стать дурно. Ну и, закономерно. часто побеждают на разных конкурсах костюмов.
Почитать об уникальном поясе бургундской герцогини, сохранившемся до наших дней, можно почитать, кликнув по этой гиперссылке.
3. Спортсмены в "железе"
Те, из юных "любителей подраццо", кто регулярно тренируется, могут "проапгрейдиться" до спортсменов. Это лихие вояки, которые рады посетить любой "праздник ультранасилия" вроде боев в формате "пять на пять" по правилам Исторических средневековых боев. Самых лютых и суровых из них забирают в ИСБ-Вальхаллу. В смысле, они едут на "Битву Наций". Обычно, стареющие спортсмены возвращаются в стан реконструкторов. Да и многие действующие продолжают ездить на исторические фестивали. Правда, там их не очень привечают - ведь ни в одной книге по археологии ты не найдешь поддоспешника, набитого синтепоном, бригантину с подкладкой из кордуры, титановых лат или мотоциклетных "черепах". Но они все равно едут.
4. «Бивисы и Баттхеды»
Это весёлые тусовщики, которые едут на исторический фестиваль отрываться по полной. Многие из них ходят во все бугурты (массовые сражения), считая их неотъемлемой частью любого исторического мероприятия. Ну и потому, что это "просто весело, слышь, пельмень". А потом устраивают вечером лютые пляски, отжиг, розыгрыши и троллинг других участников фестивалей, много пьют. Но при этом чаще всего выглядят с точки зрения истории очень неплохо - чтобы организаторы не могли их «отразить» по формальным признакам. Да и ко всему прочему являются олдовыми и авторитетными участниками движения. Обычно этих весёлых и бесшабашных парней на дух не переносят «снобы» - любители «шовчиков». Но поделать с ними ничего не могут. Ни один нормальный фестиваль без них не обходится. Собственно, без них и фестиваль - не фестиваль.
Кстати, этим летом в парке живой истории "Форпост" пройдут маневры "Большая осада: отбить Вайсвальд" со штурмом города, уличными боями и прочими средевековыми немудреными активностями. Подробности прочитать можно здесь.
5. Тру-Ливинг хистори фанаты
Это по-настоящему суровые ребята. И если источники говорят, что войско в конкретном походе, который они реконструируют, ело только тухлую брюкву и пило воду из лужи - они так и будут делать. За надетые под антуражный костюм современные трусы в этой компании вас ждёт как минимум аутодафе. Если у кого-то в его вещах ненароком обнаружится пачка сигарет или бутылка чего-нибудь «не по эпохе», ему грозит публичное побивание камнями. Обычно, они очень не любят тех, кто ездит на фестивали просто «подраццо», считают их «покемонами» и «смешариками». И дружат со снобами из «Палаты Лордов» (или сами являются параллельно ими же).
6. Весёлые алкотуристы
Ну, тут все понятно - минимальный костюм (чтобы не жалко было валяться в канаве) и полный рюкзак разного рода горячительных напитков. Иногда могут и в бугурт сходить, но им не всегда удаётся проснуться к назначенному сроку. Да и здоровье часто не позволяет. В этот разряд иногда переходят «пожилые» «Бивисы и Баттхеды». Или олдовые вояки, уставшие от бугуртов. Соответственно, дружат и весело тусят они и с теми, и с теми. Одновременно с этим являются объектами ледяного презрения со стороны «тру реконов» и «любителей шовчиков». Однако без них также не обходится ни один фестиваль реконструкции.
Интервью с организатором фестиваль "Русборг" Павлом "Палем" Семеновым можно почитать, кликнув на эту гиперссылку.
7. Седые мамонты
Самые олдовые и убеленные сединами участники движения. В прошлом они водили за собой полки и первыми вламывались в щитовой строй. Сегодня же они в основном занимаются тем, что ворчат на молодёжь из серии: «А в советские времена трава была зеленее, а девки - куда как краше». То же самое относится к бугуртам, уровню историчности, вкусу шашлыка. Да ко всему! Тем не менее, в движении их любят, хотя иногда и посмеиваются над ними. Но по доброму. Ибо руки у наших «мамонтов» не забыли как держать секиру или алебарду. И дать по шее они могут - мама не горюй. На каждом пиру им - лучший кубок и самый лучший кусок мяса. Правда, все чаще всего они отказываются - по медицинским показаниям - и предпочитают кефир и брокколи.
8. «Призраки капитализма»
Уважаемые люди в движении реконструкции, которым повезло «сесть на бюджет» в том или ином виде. Они-то чаще всего и являются организаторами тех мероприятий, которые могут наблюдать туристы. Богаты, влиятельны, самодовольны. Умеют считать деньги и, поговаривают (ох уж эти злые языки), иногда обсчитываются. Причём чаще всего - в свою пользу. Но это лирика. Есть куда более неприятные «призраки капитализма», которые пытаются монополизировать определенную часть движения, создав, условно, секту имени себя. И при этом стараются стричь с неофитов купоны. Обычно наглы, самоуверены, любое покушение на свой авторитет (читаем на свой кошелёк) воспринимают как бунт и потрясание основ. При этом очень любят превозносить своё значение, заявляя: Если бы не я… Собственно, по «яканью» и превознесению до небес собственных достоинств их чаще всего и можно узнать, как, если верить легендам, вампиров по отсутствию отражения в зеркале. Собственно, это один из главных признаков. Да, критиковать их нельзя. Нет, точнее так: НЕЛЬЗЯ. И точка.
9. Латентные реконструкторы
Обычно это друзья реконструкторов, которые годами тусуются вместе с ними, ходят на застолья, но никак не вольются в движение. Им вполне хватает чувства сопричастности. Они весёлые парни и девушки, но тщетны надежды тех руководителей клубов, которые надеются заполучить их в свои стройные ряды. Этому не суждено сбыться никогда. Проверено многолетним опытом.
Интересно, как российские реконструкторы Гражданской войны в США закрыли сезон? Почитать об этом можно здесь.
Ну а, если честно, реконструктор должен обладать качествами всех вышеперечисленных «видов»: быть не дураком подраться, знать матчасть, весело отрываться и тусить, иногда участвовать в исторических экспериментах, заслужить уважение товарищей по «опасному бизнесу», быть мудрым и уметь считать деньги. И быть дружелюбным парнем! Лично я стараюсь соответствовать. Как говорится - noblesse oblige.
Если вам понравился канал и статьи - подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте (все это способствует развитию и продвижению канала), предлагайте темы для новых исторических изысканий. Вместе с вами мы постараемся раскопать новые необычные факты и свидетельства древних эпох во славу Ее Величества Истории. Если вас интересует какая -то тема - пишите в комментариях.
Автор: Алексей Зернаков
Иллюстрации: Алексей Зернаков, Ирина Зернакова