Как гласит популярный анекдот, лучший способ рассказать детям о налогах — откусить 13 % от их мороженого. Но шутки шутками, а о деньгах с ребенком говорить важно, нужно и никогда не рано. Причем в таком ключе, чтобы у детей сформировалось правильное отношение к финансам, а не вот эти вот все деструктивные установки. Адекватное восприятие денег и умение с ними обращаться — это все, что нужно человеку на старте в обеспеченное завтра.
Меньше эмоций
Дети перенимают наши установки по отношению к жизни (в том числе и к деньгам), даже если мы ничего для этого специально не делаем. Расстроенное лицо взрослого, когда приходится оплачивать коммуналку, и радостное настроение в день выдачи зарплаты — все это считывается ими на подсознательном уровне. А если мы еще будем усиливать эффект, рассказывая о «паразитах-коммунальщиках, которые только и могут, что деньги драть, а трубы все дырявые», то создадим в воображении ребенка мир монстров, только и мечтающих отобрать у вас честно заработанное.
В этом мире, полном «бандитов-бизнесменов» и «воров-депутатов», единственной логичной реакцией ребенка станет подсознательный отказ от богатства. Потому что — чего ради напрягаться, если все равно придут паразиты с бандитами и все отнимут?
Чрезмерная радость родителей при получении денег — тоже «звоночек» для ребенка: родители любят их больше всего на свете. Формируется сверхценность денег, когда они ставятся во главу угла и люди готовы пойти на все ради прибыли.
Так что — меньше эмоций! Воспринимайте деньги как ресурс. Например, как электричество. С ним в доме светло и хорошо, а без него темно и грустно. Но мы же не ставим алтарь под счетчиком и не поклоняемся «богу электричества». Говорите о деньгах спокойным, нейтральным тоном, примерно так же, как объясняли бы второклашке тему по математике в первые полчаса.
Откуда берутся деньги и куда они деваются
Не все дети знают, откуда берутся деньги. А уж куда они деваются, даже не каждому взрослому известно. И значит, об этом нужно говорить.
Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета: пусть вносят свои предложения. Вам, конечно, напредлагают от души: заменить ежедневный суп в рационе ежедневными же тортиками или потратить «кубышку» на поездку в парк аттракционов. Важно не отмахиваться от такого новаторства, а аргументированно объяснить, почему эти варианты для семьи не подходят.
А если, например, девятиклассник не хочет идти на выпускной (на который собирают по 10 000 рублей), а хочет гитару (которая стоит на «Авито» 6 000 рублей), то к такому предложению вполне можно прислушаться.
Маленьким детям стоит дополнительно пояснить момент с добычей денег в банкомате, чтобы у них не возникало впечатления, что чудо-аппарат выдает сколько надо и когда захочешь. Можно даже провести эксперимент: пусть ребенок вместе с вами запросит в банкомате сумму, которая превышает остаток на карте. Чек с надписью «недостаточно средств» будет лучшей иллюстрацией ваших слов.
Стыдно ли быть богатым?
Поколение, которое выросло на сказках про добрых бедняков и злых богачей, часто считает деньги злом. И естественно, часто у них «зла не хватает». Ни на продукты, ни на коммуналку. Ни тем более на всякие радости жизни.
Если вам до сих пор некомфортно при мысли об обладании большими деньгами, то у вас их никогда и не будет. А если случатся по недоразумению, то тут же появится возможность их бездарно про…тратить, чтобы вновь вернуться к привычному сведению концов с концами.
Не стоит приобщать детей к своей «культуре бедности». Во-первых, уже доказано, что богатый человек может сделать больше добра, чем бедный. Во-вторых, времена нищей интеллигенции миновали, и теперь образованным может стать только человек, у которого на это образование есть средства.
Так что быть богатым — не стыдно, а прекрасно. Главное, не путать понятия «быть» и «казаться». И детям нужно объяснить разницу между полной финансовой защищенностью, когда деньги поступают из разных источников и обеспечивают все необходимое для комфортной жизни, и взятым в кредит айфоном.
Давайте без манипуляций
Не используйте деньги как способ манипуляции ребенком. Например, пообещали купить школьнику велосипед, а он получил тройку в четверти по математике. И вы отменяете обещание, потому что можете.
Если бы вы изначально пообещали велик за четверть без троек — это одно. А нарушать условия договора — это совсем другое, ведь изначально успеваемость не оговаривалась.
Как еще не надо делать: купить что-то дорогое ребенку и потом его постоянно этим попрекать.
Вот, мать четвертый год в одних сапогах, а тебе купили новые, модные, дорогущие. А ты уже все носы оббила!
Такая политика приведет к неприятию дорогих, качественных вещей. Подросший ребенок будет покупать себе только откровенный хлам, лишь бы подешевле и лишь бы не испытывать чувства вины из-за порчи дорогих вещей.
Денег хватит на все, что нужно
Если взрослые постоянно сокрушаются, что цены растут, а зарплаты — нет, и рассуждают о том, «как дорого стало пожрать» ©, то ребенок тоже начинает бессознательно ужиматься, оценивать вещи не по их ценности, а по цене.
Если дать такому ребенку 100 рублей на нормальный обед в школе, то он купит себе булочку за 25 рублей, а остальное «сэкономит». О том, что такая экономия выльется в дорогостоящее лечение гастрита через какие-нибудь полгода, он пока не задумывается.
Никогда не используйте в качестве аргумента для ребенка фразу «денег нет». Тем более что это почти всегда — неправда.
Ребенок просит в магазине чупа-чупс за 15 рублей. Вы, отдавая на кассе почти 2 000 рублей за продукты, говорите ему, что на леденец нет денег. Какой вывод сделает ребенок? Либо вы сейчас потратили все до копейки, и стоит доесть эти продукты, как начнется голод. Либо вы банально врете, потому что кассир дал вам сдачи, и 15-то рублей там точно наберется.
Позвольте детям расти без беспокойства о хлебе насущном и крыше над головой. Ведь помочь вам в оплате всего этого они пока не в состоянии, а лишний стресс (особенно хронический) замедляет развитие и плохо сказывается на обучаемости. Оно вам надо?
Не хотите покупать чупа-чупс — объясните почему. Тем более что объективных поводов его не покупать — более чем достаточно.
Карманные деньги — лучший тренажер
Если у ребенка нет карманных денег, то как он будет тренироваться тратить, экономить и копить? Выдавать небольшую сумму детям на их личные траты — очень полезно, главное — делать это регулярно и давать ребенку самому принимать решения относительно этих денег.
Детям 6–8 лет деньги лучше выдавать еженедельно, подросткам — ежемесячно. И не просто выдать купюры и заняться своими делами дальше, а научить правильно ими пользоваться.
Некоторые родители считают, что давать карманные деньги просто так — это разбазаривание ценного ресурса. Мол, в жизни ничего просто так не достается, и даже чтобы пособие получить, нужно пройти семь кругов махровой бюрократии. Вот пусть учится на 4 и 5, по дому помогает и все такое, тогда получит свои карманные деньги.
Правы ли они? Конечно, по-своему. Как люди, которые осведомлены о пособиях и бюрократах больше, чем о богатстве и пассивном доходе. «Деньги так просто не даются!» — транслируют детям такие родители. Если у вас нет цели вырастить человека, который будет всю жизнь (или пока сам не задумается об этом) впахивать за копейки и считать себя недостойным большего, то не нужно ставить условий для такого «пособия», вы ж не правительство. Конечно, если подросток покупает сигареты и алкоголь, то дотации стоит прекратить и разобраться в ситуации. Вряд ли главным злом в ней стали именно карманные деньги.
Сайт Финтолк - финансовые лайфхаки, ответы на сложные вопросы, эксперименты