Проект "Дикий Юг" взял интервью у Екатерины Сербиной. Эта девушка уже 2 года борется с Министерством природы Краснодарского края, чтобы сохранить памятник природы "Суджукскую лагуну". Это звучит абсурдно, но ситуация складывается так, что ведомство, которое должно беречь природу, своим бездействием ведет к ее уничтожению. Минприроды отказывается прорывать проран, без которого водоем просто умрет.
Интервью получилось большим, потому его разобьем на части. Первая, это история Суджукской лагуны.
Рассказывает Екатерина Сербина:
Суджукская лагуна, озеро Соленое, в обиходе для новороссийцев, лиман - это особо охраняемая природная территория (ООПТ) регионального значения. Этот статус она получила в 2012 году и вместе с ним получила от Минприроды Краснодарского края свой паспорт памятника природы. Но отмечу, что ценность лагуны как уникальной природной территории признавали еще в царские времена, оценивая действие ее лечебных грязей. В советское время ими пользовались, но сейчас до них никому нет дела, и они практически утрачены. В 1983 во времена Союза государство наделил лагуну статусом памятника природы.
К существующей лагуне примыкает еще одна ООПТ «Прилагунье», где еще встречаются не только краснокнижные растения, но и растения эндемики, т.е. обитающие только тут! Существование в черте Новороссийска таких территорий - это драгоценность, достояние города!
Суджукская лагуна повидала многое, потому что была создана около 2 тыс. лет назад морем, галькой и подводными движениями земных пород. Лагуну питают несколько ручьев и за счет этого - соленость в ней как в Азовском море, т.е. она более пресная, чем вода в Черном море.
С незапамятных времен у лагуны всегда был проран - это канал, соединяющий Суджукскую лагуну и Черное море, через него проходил водообмен и заходила рыба. Самые ранние подтверждения наличия прорана есть на картах 1915 года. Есть аэрофотосъемка лагуны летчиками Люфтваффе в декабре 1943 года.
На исторических кадрах, если вы захотите узнать размер прорана, то увидите, что он был более 50 метров шириной, если не больше. Но затем в ходе хозяйственной деятельности человека и природных изменений берег лагуны изменился, и ширина прорана уменьшалась.
В советские времена лагуна находилась под управлением рыбсовхоза, который был расположен в поселке Алексино на берегу моря. В лагуну заходило на нагул более сорока видов рыб, старожилы рассказывали мне, как за рыбой в лагуну, поскольку там было рыбное изобилие заплывали даже дельфины. Можете представить, какой тогда была чистоты вода и глубина лагуны? Дно в лагуне точно не было так заилино и на берегах не было таких как сегодня огромных зарослей осоки.
Экскаватор рыбсовхоза постоянно стоял на берегу и когда проран засыпало - он просто расчищал наносы морской гальки. Собственно, сейчас также с помощью экскаватора поддерживается проран на Кизилташском лимане, что на Бугазской косе под Анапой.
Как только в начале 2000-х эту часть Суджукской косы сдали в аренду - тут и началось превращение этого места в пляж «Алексино». И со временем, когда вокруг него выросли новые микрорайны, он стал одним из самых популярных в городе. Это не могло не сказаться на состоянии лагуны, потому что интересы отдыхающих и заработок оказались у арендатора в приоритете.
Поначалу в 2000-х годах проран открывали и старались держать открытым, затем начали обеспечивать водообмен только в летнее время, потому что катамараны и лодки можно было сдавать в прокат по лагуне. А в последние годы проран те люди, кто принимает решения, решили открывать на день-два перед сезоном и после с целью слить застоявшуюся и вонючую воду, ну как бывает с водой из вазы, где стоят срезанные цветы. Так они, видимо, понимают процесс водообмена.
В результате проран стал существенно уже. Ширины в несчастных 5 метров у прорана давно уже нет, а зимой он будет вообще постоянно закрыт.
Из-за искусственно созданного местными властями отсутствия водообмена и многолетнего режима стоячей воды, берега лагуны начали зарастать осокой. Это хорошо видно на кадрах, если сравнивать как было тогда и сейчас. Меньше стало оставаться на лагуне птиц на зимовку и их видовой состав изменился из-за снижения кормовой базы и состояния воды.
Также изменился состав растительности, ну и живности в лагуне стало меньше. Местные рыбаки (люди говорят, что в этом негласно участвует и арендатор пляжа Алексино), решили сделать из морской лагуны пруд и разводят там карасей, карпов и сазанов.
Если об этом знают местные жители, то я думаю, что и органы власти в курсе, но никаких мер никто не предпринимает. А по сути, такое вмешательство в природу – это ведь грубейшее нарушение режима охраны особо охраняемой природной территории Суджукской лагуны. Но если местные власти смотрят на лагуну и на пляж на морском берегу только как на бизнес, то превращение уникальной морской лагуны в обычный пресноводный пруд выглядит с их точки зрения, как мне кажется, очень даже нормально.
На фото сделанного с берега прорана: проран был открыт активистами, но после сильных дождей, вода сильным напором хлынула в море, расширив русло прорана до 5-7 метров. Вместе с потоками воды вынесло в море мальков кефали и много мальков пресноводного карася.
На сегодняшний день на границе стремительно застраивающихся микрорайонов Новороссийска еще существует такой уникальный уголок природы как Суджукская лагуна. Но ее существование и ценность находится под большой угрозой. Причина этого – высокая и, по сути, абсолютно никак нерегулируемая рекреационная нагрузка, новые объекты застройки, которые меняют природные ландшафты и ручьи, многолетнее несоблюдение со стороны Минприроды, местных властей и арендатора абсолютно законных требований по охране памятников природы.
Чисто с человеческой, а не с юридической точки зрения, я бы сказала, что ухудшают состояние лагуны исключительно погоня за выгодой, безразличие местных властей, отсутствие страха перед Всевышним и абсолютное отсутствие совести у некоторых людей при многолетнем профиците городского бюджета.
Продолжение следует...