Найти в Дзене
Муки Зву

Александр Вертинский: Ностальгия по эпохе, где мы не будем никогда. Часть 1.

Оглавление

Vol.20 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»

Сериал «Вертинский», масштабная премьера которого состоялась на 1-м канале, помимо жарких споров и разнополярных мнений вызвал интерес аудитории к личности великого русского певца, шансонье и актера Александра Вертинского. Эпоха, воссозданная режиссером Дуней Смирновой, с декадентским разгулом наркомании и сексуальной свободы начала 20 века, смело шагнула к своему зрителю.

Как денди лондонский одет -- и наконец увидел свет!
Как денди лондонский одет -- и наконец увидел свет!

Я не хотел бы заостряться на краеугольных вопросах: насколько аутентична эпоха и реалии, воссозданные режиссером Авдотьей Смирновой, похожи ли образы актеров (Алексей Филимонов, Паулина Андреева, Виктория Исакова) на Александра Вертинского, Веру Холодную, Марлен Дитрих и другие реальные исторические персонажи. Можно ли вообще назвать байопиком этот сериал, где вся жизнь гениального певца показана, как цепь роковых случайностей и конспирологических событий. Пока не буду об этом.

Алексей Филимонов (А.Вертинский) и Виктория Исакова (М.Дитрих)
Алексей Филимонов (А.Вертинский) и Виктория Исакова (М.Дитрих)

Вертинский в моей семье

Этот фильм побудил меня вспомнить, что значил лично для меня великий русский певец и актер Александр Вертинский. В нашей семье были 2 пластинки Вертинского с его портретом, и мой отец обожал их слушать. В его голосе он находил дыхание той ушедшей эпохи, о которой помнили наши деды. Он закуривал папиросу любимого «Беломорканала», если мамы не было дома и ставил пластинку на проигрыватель радиолы «Ригонда-102». Голос, доносившейся из-под иглы, полностью соответствовал скрипучему звуку далекой эпохи.

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,

Когда поет и плачет океан

И гонит в ослепительной лазури

Птиц дальний караван...

Знал наизусть многие его песни (и другие стихи) и любил их декламировать в узком кругу. А так как работал на заводе крановщиком в простой пролетарской среде, то получил прозвище «Эдик-Буржуй» за абсолютный диссонанс репертуара с образом советского трудяги. Когда-то в 1967 году он подал документы во ВГиК, прошел первый тур «Чтение стихов», но потом родился я, и пришлось резко поменять планы.

И вот, когда он бывал в минорном настроении, то слушал Вертинского, подпевая эти загадочные тогда для меня песни. Я слушал этот незнакомый грассирующий голос, поющий в старинной манере, и пытался понять, что в них такого пронзительного и трогательного, что взрослый человек иногда роняет слезу.

Тогда информации об Александре Вертинском было очень мало, можно сказать, вообще не было. Но вся страна знала его песни и обожала эту актерскую манерность, гениальную интонацию каждого пропетого слова и забытую чопорную аристократичность певца. СССР грустил и ностальгировал, слушая Вертинского. Афиш нигде не вывешивали, в газетах не печатали анонсов, пластинок при жизни не издавали – но попасть на его концерты было практически невозможно.

Моя лилипуточка, приди ко мне

До его возвращения в 1943 г. в СССР Александр Вертинский считался эмигрантским певцом и отношение было к нему соответствующее, нейтрально-холодное, хотя он не принимал участия ни в каких белогвардейских союзах и не писал антисоветских статей. Наоборот он писал о своей ностальгии и пел полные отчаяния и тоски по Родине песни. Поэтому негласный запрет на его творчество существовал в культуре сталинского СССР.

И только робкие намеки и пародийные номера на советском киноэкране напоминали о творчестве эмигрантского актера, вынужденного покинуть Россию в 1920 г. Вот например известный мультипликационный номер из фильма «Новый Гулливер» 1935 г. известного режиссера-сказочника Александра Птушко.

Здесь мастерски на уровне технологий того времени показан пластилиновый кордебалет с солистом, в манере исполнения которого легко угадывается популярный Александр Вертинский. После реставрации и переозвучки фильма в 1960 г. оригинальное исполнение было утрачено, часть реплик сократили, в новой версии звучит голос Олега Анофриева в ускоренном мультяшном варианте. Песня «Моя Лилипуточка» стала настолько популярной в советской стране, что были изданы большим тиражом специальные нотные тетради с текстом для самостоятельного исполнения.

В «Моей Лилипуточке» легко угадывались аллюзии на известные ариэтки Александра Вертинского «Минуточка» и «Маленький Креольчик». Пластинки самого Вертинского фирм Parlofon и Odeon тайно попадали из-за границы и очень высокого ценились на черном рынке. Их крутили на всех вечеринках того времени, чередуя с Петром Лещенко и оркестром Марека Вебера.

Или в 1942 г. на экраны сражающейся страны вышел патриотический историко-революционный фильм Леонида Лукова «Александр Пархоменко». Рядовому советскому зрителю фильма запомнился двумя музыкальными номерами: песней атамана Нестора Махно (Борис Чирков) «Любо, Братцы, Любо» и эпизодом с тапершей в ресторане в искрометном исполнении Фаины Раневской. Она беспрерывно курила папиросы и что-то жевала, при этом напевала томный любовный романс в духе репертуара знаменитого шансонье.

Популярность Вертинского в советском кинематографе все время проскальзывала не только в шаржированной манере, но и в инструментальном представлении. Как например выступление Джона Данкера, виртуоза гавайской гитары в фильме Михаила Калика «До свидания, мальчики» 1964 г. Там в фильме даже герои рассуждают о тлетворном влиянии творчества Вертинского на неокрепший мозг подрастающего поколения.

Вообще, историко-революционные киноленты, занимали весомую часть всего советского проката. И при показе офицеров Белой гвардии где-нибудь в Крыму, их привычного экранного времяпровождения в ресторанах с дамами полусвета на сцене привычно заламывал руки экранный собирательный или копирующий его образ манерного певца а-ля Вертинский. И в первый раз настоящий голос Александра Николаевича для советской аудитории официально прозвучал в знаменитом фильме «Котовский» 1942 г. после музыкального номера «Одесситка» (где звучит оригинал песни невезучих лабухов-землян из фильма «Кин-дза-дза!»).

А звучит «Безноженька» -- пример трагической песни Вертинского, где его убогие героини ждут своей долгожданной смерти, обычно на кладбище. Так «утешал» своих слушателей певец после увиденных воочию ужасов Первой мировой войны. В фильме ресторанный шансонье внешне еще не похож самого Александра Вертинского, хотя и одет в щегольский фрак с цветком, но зато раздается именно его голос.

Продолжение следует.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культура #музыка  #кино на которые я пишу, то можете прочитать:

Выпуск 1: Группа «Queen» в СССР в 1980 г. God Save The Queen!

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 3: Джанни Моранди – итальянский певец № 2 в СССР.

Выпуск 8: Renato Carosone «Whisky & Soda & Rock 'n' Roll» – неаполитанский король свинга и джаза.

Выпуск 10: «Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране.

Выпуск 15: «Genesis»: Демонический смех Фила Коллинза в песне «Мама» вселял в слушателя тревогу и беспокойство.

Выпуск 16: Музыка швейцарского дуэта «Yello» также многообразна, как швейцарский нож, и также узнаваема своими фанатами.

Выпуск 17: «Алиса»: Идет волна, прислушайтесь к звуку!

Выпуск 18: «Saragossa Band»: Я немецкий озорной бамбук!

Выпуск 19: «Art of Noise»: Искусство шума – много звуков из ничего. Или что общего у Винни Пуха и анонимных электронщиков.