Уфа — Стерлитамак — Мечеть Суфия в Кантюковке — Монастырь Варвары Скворчихинской — мост через реку Тор и Богородице-Казанский храм в селе Верхотор — Уфа.
При желании можно доехать до села Воскресенское, там есть и руины большого завода, и старинный храм на реконструкции, и картинная галерея. Но мы там уже были, и в световой день все равно бы не уложились.
Тайминг: 10.00-20.00.
Сопровождение в Стерлитамаке — компания «Башгид»
Транспорт — личный автомобиль.
Мобильная связь есть везде по маршруту.
Поездка легкая, чистая (ходить только по асфальту), дороги нормальные, кое-где покрытие старое, но терпимое.
Я искала, куда съездить промозглым ноябрем, чтобы:
- не лезть в гору — оттуда все равно грустный серый вид пока,
- не жечь костер, чтобы согреться,
- не пачкать одежду и обувь,
- не промокнуть и не вспотеть.
В общем, хотелось городского культурного туризма, причем в Башкирии. Как известно, в Башкирии много прекрасных природных объектов, но путешествия по городам гораздо менее распространены.
Выбор пал на Стерлитамак — как-никак, это второй город в Башкирии после Уфы, достаточно старинный, купеческий, там должно быть что посмотреть.
Стерлитамак
Ехать из Уфы часа полтора, около 100 км, дорога отличная — это лучшая на сегодня дорога в Башкирии. Там даже предполагается освещение, но почему-то фонари не горели.
Заезд в Стерлитамак — через промзону, но она нам не нужна, хотя промышленный туризм — отдельная тема, здесь тоже есть чем заинтересоваться (музей камня, вагонетки с остатками горы Шахтау, что плывут над дорогой) — но в другой раз.
Стерлитамак — город небольшой, а исторический центр — компактный и быстро проходится пешком. Здесь нет традиции застраивать центр многоэтажками-спальниками как в Уфе, и в этом городу повезло. Старинные дома сохранились, многие не в самом хорошем состоянии. Но по крайней мере, нет такой эклектики, как в столице Башкирии, где жилые многоэтажки вторглись во все старые кварталы. Центр Стерлитамака выглядит гармонично.
Экскурсию нам провела гид компании «Башгид» Екатерина Басманова. Теперь мы гораздо больше знаем об истории города, которому 286 лет, и Башкирии. Все же гулять с гидом — это совсем другое дело, гораздо полезнее для общего развития, чем самому, и времени много экономится, так как маршруты уже оптимизированы.
Но это была не просто пешая экскурсия по центру, как мы думали.
Зашли в дом Кузнецова — это такое новое креативное пространство в старинном деревянном купеческом доме, очень красивом. Говорят, там бывал в революционные годы Гайдар, и дом так и называли — Дом Гайдара. Но мне кажется справедливым называть его в честь основателя Кузнецова, конечно.
Не так давно энтузиасты взялись за дом и двор, как могли отреставрировали, сейчас там проводятся мастерские, мероприятия. Но работы еще много.
Нам в одном из залов дома провели VR экскурсию. И об этом — подробнее. Есть такая компания @vr_kraeved Марата Тикеева. Он проводит экскурсии всем желающим на выезде. Очки у него с собой.
Что такое VR экскурсия? Надеваешь очки и переносишься в нарисованную на компьютере реальность. Незаменимая вещь, чтобы побывать в прошлом. Мы сходили в Собор Казанской иконы Божией Матери. Когда-то — крупнейший собор в Башкирии, вмещал до 1000 человек, колокольня — более 40 м, колокол — около 3 тонн. Собор построен в 1850 году, а разрушен — в 1937. Причем перед тем, как снести собор, провели опрос населения, и конечно, более 90% высказались «за». Видимо, это был самый честный опрос образца 1937 года.
Сейчас от собора ничего не осталось, на этом месте — неинтересный парк.
Скоро в центре Стерлитамака станет лучше — местный застройщик «Риком» восстанавливает доходный дом Патрикеева, там будет что-то вроде уфимского Арт-квадрата: общественные пространства, мастерские, офисы и т. д. Успехов ребятам.
Пообедали мы в кафе Манявы в новой части города. Кафе принадлежит местному предпринимателю Владиславу Калачёву, который известен и тем, что восстанавливает старинные дома. В одном из таких домов в центре города он планирует жить сам. Кафе приятное, уютное, невысокие цены, качественная еда. Пользуется большой популярностью, судя по брони столов.
А вот сама новая часть нас не впечатлила, хотя стерлитамакцы предпочитают селиться именно там. Мы не поняли этой идеи. Как и во всех новых районах, здесь однотипно, широко, пустынно, продуваемо. Возможно, дело как раз в роде ветров — в Стерлитамаке плохая экология, и важно, чтобы выбросы уносились ветром.
Вот что порадовало в Стерлитамаке — это встречи с большим числом неравнодушных активных людей, которые очень любят свой город и стараются сделать его лучше. И местные бизнесмены, и простые люди вкладываются в город — деньгами, временем, энергией. Молодцы.
До темноты оставалось еще два часа, и мы поехали в Монастырь Варвары Скворчихинской (50 км, 50 минут езды). Примерно на середине пути есть деревня Кантюковка, в которой расположена очень красивая мечеть Суфия. Далее из википедии: мечеть возведена по просьбе жителей села в 2008 году на спонсорские средства уроженца Кантюковки, ныне генерального директора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафката Кантюкова. Если приехать на закате летом, можно сделать очень красивые фото. Но мы были в студеную погоду, даже руки из карманов не хотелось вытаскивать, чтобы снимать — был риск отморозить пальцы)))
В Монастырь Варвары Скворчихинской успели до закрытия храма. Монастырь совсем новый, его строительство началось в 2012 году, а открылся он в 2020-м. Далее из статьи на сайте «Башинформ».
С этим уголком башкирской земли неразрывно связано имя дивной угодницы Божией блаженной Варвары Скворчихинской. Она родилась 20 ноября 1890 года в семье скромного сельского батюшки, потомственного священника Василия Александровича Архангельского. Окончив Епархиальное женское училище в Уфе, Варвара Васильевна стала учительницей. Жила она одиноко, от замужества решительно отказалась. С самого начала своей жизни она избегала увеселений, круг интересов Варвары составляли школа и храм, чтение и молитва. Подвиг юродства Варвара приняла в 1928-1929 годах после того, как директор школы запретил преподавать и говорить детям о Боге. Варвара с первых лет ухода в затвор принимала людей, требующих помощи и совета. Блаженная Варвара жила в сарае, открытом ветрам и вьюгам, без тепла и света, летом в духоте, осенью и весной под дождём, в грязи и холоде, зимой в снегу на морозе. Дар прозорливости Варвары заметили уже в 1930-е годы. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, и будущее. Сотни, даже тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях. Умерла она 27 февраля 1966 года.В 2001 году блаженная Варвара Скворчихинская была прославлена в лике святых. На территории монастыря есть источник блаженной Варвары, который она вырыла сама. Над родником построена часовня. Сооружена небольшая купель. Вода в источнике целебная и очень вкусная.
До темноты оставалось еще полчаса, а до села Верхотор — всего 19 минут езды (по данным гугла), и мы помчались. Что смотреть там? Старинный мост и храм.
Далее из статьи на сайте храма. В 1759 году симбирские купцы выкупили земли у башкир на реке Тор и заложили здесь Верхоторский медеплавильный завод. В начале 60 годов 18 века вокруг завода естественным образом возник рабочий поселок. Поселок пополнялся мастеровыми и работными людьми из состава своих и купленных крестьян. Строительство храма в поселке началось в 1799 году.
В 1913 году медеплавильный завод был закрыт. После революции здесь был организован колхоз «Восток». К 90-м годам прошлого века в селе была небольшая больница, четыре водяных мельницы, школа, детский дом, в котором воспитывалось около ста детей со всего региона. Но как только колхоз «Восток» прекратил свое существование, всё стало потихоньку разваливаться. В настоящее время население Верхотора около тысячи человек. Нет больницы, мельниц, детского дома, в школе учится около ста детей, верхоторцы разъезжаются в Уфу, Стерлитамак, Ишимбай и Салават. Как и из многих других сел Башкирии.
Заканчивать надо на позитивной ноте. Хочется сказать спасибо предкам, что строили на века, строили красиво, с душой. И нам есть на что посмотреть.