Найти тему
АвиаОбоз

Самолет-пуля: революция в бизнес-авиации?

Это яйцо, дирижабль, пуля? Что бы вам не напомнил Otto Celera 500L, он сразу бросается в глаза. Он не похож на другие самолеты, и тому есть объяснение: уникальная аэродинамика

Фото: Brad Adkins/Otto Aviation
Фото: Brad Adkins/Otto Aviation

Форма Celera разработана для кардинального снижения сопротивления, она позволяет воздуху очень плавно обтекать поверхность самолета. «Это дает нам в 4-5 раз большую эффективность, чем у других турбовинтовых самолетов, и в 7-8 раз большую, чем у реактивных самолетов», - говорит William Otto-младший, генеральный директор Otto Aviation.

Это говорит о меньших эксплуатационных расходах чем у бизнес-джетов аналогичного размера. По данным производителя, полет на Celera будет стоить $328 в час по сравнению с существующими $2100.

И все это с большим пространством для шести пассажиров, скоростью 800 км/час и дальностью полета в 7 тыс. км, сравнимой с большим авиалайнером. Все это слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Плавный поток

Конструкция Celera 500L отчасти вдохновлена торпедами. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation
Конструкция Celera 500L отчасти вдохновлена торпедами. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation

Прототип Celera 500L является детищем William Otto-старшего, ветерана аэрокосмической отрасли, вложившего свой труд и знания во множество проектов от ракетной программы Minuteman до бомбардировщика B-1. Проект начинался с идеи: можно ли создать бизнес-джет, который будет значительно дешевле в эксплуатации, чем существующие модели?

Для вдохновения William Otto-старший провел исследования торпед подводных лодок. В результате появилась форма, продиктованная концепцией, известной как «ламинарный поток».

Ламина́рное тече́ние — течение, при котором жидкость или газ перемещаются слоями без перемешивания и пульсаций, без беспорядочных быстрых изменений скорости и давления. Из Википедии

Использование яйцеобразной формы Celera 500L дает возможность образования ламинарного потока на поверхности фюзеляжа, что обеспечивает более плавное обтекание судна воздухом.

Otto Aviation заявляет, что данная конструкция снижает сопротивление на 59% по сравнению с самолетами аналогичного размера, что дает значительную экономию топлива и уменьшение выбросов.

Фото: Brad Adkins/Otto Aviation
Фото: Brad Adkins/Otto Aviation

Но если такая форма работает так хорошо, почему не все самолеты сконструированы таким образом?

«Чтобы поддерживать непрерывный ламинарный поток, самолет должен состоять из конструкций, которые не сгибаются и не меняют форму», - говорит Otto. «С металлом этого никогда не достичь, единственный выход - композиты.

Даже небольшие временные дефекты поверхности, такие как лед или раздавленные насекомые, могут нарушить ламинарный поток, которые очень трудно очищать из-за размеров авиалайнера. Otto добавляет, что дешевое авиатопливо могло также сыграть роль в том, что конструкторы отказались от него в пользу менее сложной техники.

Дизельный двигатель

Конструкторы говорят, что он на 80% эффективнее конкурентов. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation
Конструкторы говорят, что он на 80% эффективнее конкурентов. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation

Самолет такой конструкции потребляет меньше энергии, поэтому Celera 500L оснащен одним дизельным двигателем сзади, разработанным немецкой компанией RED. «Это самый эффективный авиационный двигатель, который мы смогли найти, чтобы соответствовать самому эффективному аэродинамическому фюзеляжу», - говорит William Otto.

В ближайшее время планируется заменить дизельный двигатель на электрический или водородный, чтобы уменьшить вредные выбросы. «На данный момент выбросы углерода у нас ниже на 80% по сравнению с самолетами конкурентов; в расчете на одного пассажира мы сейчас лучше, чем авиакомпании, определившие для себя требования по выбросам к 2030–2050 годам», - добавляет Otto.

Впервые Celera 500L поднялся в воздух в 2018 году и с тех пор выполнил около пятидесяти испытательных полетов. Пока что он достиг максимальной скорости 290 км в час и высоты 5,2 км, но более мощный двигатель, который будет установлен ​​в ближайшее время, обеспечит более высокие скорости и высоты, близкие к 12 км.

Еще чуть позже в фюзеляж будут добавлены окна (в настоящее время их нет). William Otto считает, что самолет выйдет на рынок к 2025 году.

«На данный момент мы начинаем переговоры с потенциальными партнерами по всему миру. Интерес к этому самолету есть, и, по нашим оценкам, количество потенциальных покупателей очень велико».

Большие модели

Ожидается, что самолет будет стоить 5 миллионов долларов. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation
Ожидается, что самолет будет стоить 5 миллионов долларов. Фото: Brad Adkins/Otto Aviation

Из-за формы самолета салон более просторен, чем у сопоставимых моделей, таких как Beechcraft King Air или Pilatus PC-12. "Наш салон высотой 189 см, что позволяет вам идти в самолете. В туалете тоже можно стоять".

Однако нетрадиционный внешний вид может стать препятствием для некоторых клиентов.

Первоначальная стоимость самолета составит около $5 миллионов, но есть планы по выпуску двух более крупных моделей, которые будут вмещать 19 и 40 пассажиров соответственно, что сделает их конкурентоспособными с самолетами региональных маршрутов. Otto говорит, что переговоры с крупными авиакомпаниями уже идут.

Однако перед Celera еще долгий путь, который включает годы испытаний и полную сертификацию самолета. И что, наверное, наиболее важно, он включает в себя выполнение больших обещаний.

«Все это звучит многообещающе, но, возможно, слишком многообещающе», - говорит Richard Aboulafia, авиационный аналитик компании Teal Group. «Учитывая заявленные дальность, скорость, мощность и очень маломощный двигатель, я думаю, им просто нужно продемонстрировать, что это работает.

«Если они действительно достигнут того, о чем заявляют, то это должно быть масштабируемым в сторону увеличения», - добавляет Aboulafia. «Но, опять же, я думаю, что надо подождать, чтобы увидеть, можно ли это доказать на их первом самолете».

Источник: CNN Travel

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале