Найти в Дзене
не только про Мебель

Сегодня Деды!

Каждый день у белоруса имел свое значение: в понедельник нельзя было начинать серьезные дела - так как их надо было справлять во вторник. Четверг был чистым, пятница – женской. Каждый день недели отличался своеобразной символикой, но суббота была особенной, так как в родительскую субботу чествовали дедов, прадедов, пращуров – всех, отошедших в небытие предков. Каждую субботу белорус если и не навещал кладбище, то добрым словом о покойнике замолвить надо было, вспоминал тех, кто наделил его через гены способностями и передал ему лучшие черты. Деды ведут свой род с начала рода человеческого. Перед смертью человек бессилен и с начала своего существования перед природными стихиями, которых он представлял в виде Велеса, Даждьбога, Лешего, Домового. Вступал с ними в магические диалоги, угождая им через обряды, ритуалы, обычаи, песни и хороводы. Так образ Пращура (Чура) укоренился в нашем сознании и передается из поколения в поколение. Покойники, по представлению наших предков, не уходили в

Каждый день у белоруса имел свое значение: в понедельник нельзя было начинать серьезные дела - так как их надо было справлять во вторник. Четверг был чистым, пятница – женской. Каждый день недели отличался своеобразной символикой, но суббота была особенной, так как в родительскую субботу чествовали дедов, прадедов, пращуров – всех, отошедших в небытие предков. Каждую субботу белорус если и не навещал кладбище, то добрым словом о покойнике замолвить надо было, вспоминал тех, кто наделил его через гены способностями и передал ему лучшие черты.

Деды ведут свой род с начала рода человеческого. Перед смертью человек бессилен и с начала своего существования перед природными стихиями, которых он представлял в виде Велеса, Даждьбога, Лешего, Домового. Вступал с ними в магические диалоги, угождая им через обряды, ритуалы, обычаи, песни и хороводы. Так образ Пращура (Чура) укоренился в нашем сознании и передается из поколения в поколение.

Покойники, по представлению наших предков, не уходили в небытие, а переходили в иное состояние, откуда могли влиять на жизнь кровных родственников. Поэтому живые потомки являлись продолжателями добрых дел предков, а те, в свою очередь, помогали им в этом, часто даже являясь воочию.

-2

Таким образом, каждую субботу крестьянин приостанавливал свою работу, откладывал свое хлопоты, чтобы вспомнить лучшее, что было в наших предках. Чествовал их, собирая всю семью вечером за столом, и получал благословение на будущую неделю. Со временем среди дедовских суббот образовались календарные: мясоедная, троецкая, дмитриевская. Вместе с Великоднем (Пасхой) они являются основными празднованиями – так как Великдень свидетельствует нам о том, что мы дети Солнца, а Деды, что мы потомки нашего великого рода дедов, великанов, предков.

Если Дажинки-Багач были праздником предка-землепашца, так как завершали его трудовые хлопоты, то дмитриевские Деды – день, когда потомок не только оценивал прожитый год, но и задумывался над смыслом своей жизни, вспоминая лучшие примеры из жизни своих предков, как правило, до десятого колена. Хозяйка готовила определенную еду –кутью, обычно это не менее пяти блюд, количество должно быть непарным. С кутьей приглашали всех умерших поименно к столу. В избе двери не закрывались, ставилась отдельная тарелка, ложка, вилка, стакан. С каждого угощения по ложке. Хозяйка обязательно пекла свежий хлеб и маленький «дедовский курок» отдавался нищему. После кутьи (последнее блюдо) и воспоминаний хозяин брал деревянный кубок с водой и наверх клал «дедовский курок», покрывал полотенцем, открывал окно и отправлял всех покойников, выливая кубок в направлении могил, приговаривая «Идите с Богом до следующих Дедов».