Найти тему

Прорыв России к новым технологиям: Ярославские мануфактуры Затрапезновых

По словам Пушкина: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек». Блестящая победа под Полтавой радикальным образом изменила политическую карту мира, ознаменовав явление новой великой державы.

Однако по части экономики дела складывались не столь радужно. В начале XVIII века при резко возросших потребностях в воинской амуниции и корабельной парусине отчетливо обозначилось отставание России в текстильной отрасли.

К. Е. Маковский. Крестьянский обед в поле (сбор льна). 1871 https://img2.goodfon.ru/wallpaper/nbig/5/bc/zhivopis-makovskiy.jpg
К. Е. Маковский. Крестьянский обед в поле (сбор льна). 1871 https://img2.goodfon.ru/wallpaper/nbig/5/bc/zhivopis-makovskiy.jpg

Русский лён и изготовленная из него продукция издавна занимали первое место среди экспортных товаров, обеспечивая львиную долю валютной выручки. Почти все мануфактуры Европы, производящие холст для парусов, работали на русском сырье.

Однако российские изделия в начале 18 века по-прежнему производились на архаичных «узких станах». Ширина изготовленного на них полотна определялась размахом рук ткача или ткачихи.

В результате отечественная продукция не в силах была конкурировать с европейской текстилем, изготовленным на более совершенных «широких станах».

Как докладывал в 1718 году русский резидент в Лондоне Фёдор Веселовский: «Говорили мне здешние купцы, что в России делаются полотна трех разных рук, только все узки и за этою узкостию худо продаются».

Серьёзность ситуации подтверждали тогдашние рыночные аналитики:

«Во всех европейских государствах делают полотна широкие и от больших цен имеют многое народное пополнение»;

А в Российском государстве от негодных узких полотен, которые самыми малыми за негодностию ценами продаются»;

Портрет Петра I в доспехах, Жан-Марк Натье, 1717 https://cdn25.img.ria.ru/images/97256/37/972563736_0:0:728:728_1920x0_80_0_0_c111e48f1b87f13f1c29e36a92d418f5.jpg
Портрет Петра I в доспехах, Жан-Марк Натье, 1717 https://cdn25.img.ria.ru/images/97256/37/972563736_0:0:728:728_1920x0_80_0_0_c111e48f1b87f13f1c29e36a92d418f5.jpg

Надвигающийся кризис способен был перечеркнуть все великие победы на полях сражений. Петр I, не привыкший отступать, прилагал огромные усилия для преодоления пагубной тенденции. Так, царским указом от 31 октября 1715 года строго предписывалось производить только широкие полотна:

«А узкие (полотна) имать на его царское величество, а будет кто о том на кого известит, тому отданы будут безденежно.

И сверх того имать штрафу за всякий аршин по гривне и отдавать тому доносителю». (!)

Однако меры административного устрашения ни к чему не привели. Крестьяне упорно продолжали ткать узкие холсты, худо-бедно находящие сбыт. И делали это они отнюдь не из злого умысла, а потому, что в сельских избах могли поместиться лишь малые ручные станы.

«Ткачиха», Клодт М.П., 1887г https://zen.yandex.ru/media/id/5ecbce6f5ba0aa528c7f026e/otkuda-tretiakovy-dengi-na-kartiny-brali-5eea2ba1592837663aa66a0a
«Ткачиха», Клодт М.П., 1887г https://zen.yandex.ru/media/id/5ecbce6f5ba0aa528c7f026e/otkuda-tretiakovy-dengi-na-kartiny-brali-5eea2ba1592837663aa66a0a

Попытки наладить крупное мануфактурное производство в рамках «государственного сектора» также потерпели неудачу.

Еще в 1706 году вышел петровский указ об основании в Москве Полотняного завода «для делания голландских полотен и салфеток». В Амстердаме были наняты 6 мастеров с 11-ю полотняными и одним салфеточным станами «и со всякою потребою». Однако на поверку их профессиональные навыки оказались фикцией - качество полотна оказалось откровенно «худым».

Также, в 1710 году в Ярославль были доставлены 5 пленных шведов, назвавшихся опытными ткачами. Для организации полотняного производства им был выделен «Государев Оружейный двор» неподалёку от церкви Николы Мокрого (название произошло от низкого места в заливной пойме реки Которосли).

Церковь Николы Мокрого в Ярославле, 1665–1672 г
Церковь Николы Мокрого в Ярославле, 1665–1672 г

Там были установлены широкие станы с необходимыми запасами пряжи. По уговору «иностранные специалисты» обязаны были обучать русских мастеров выделке широких полотен.

Но шведы никак не могли обустроиться на новом месте, и постоянно сетовали на лишения и невзгоды. В 1711 году всё окончилось пожаром, уничтожившим завезенное сырье и оборудование.

Однако там, где административные меры оказались бессильными, успех определила частная инициатива ярославского купечества - сословия деятельного и волевого!

В начале XVIII века из его рядов выделились убежденные сторонники петровских реформ – «торговые гости» Затрапезновы – глава семейства Максим Семёнович и его сыновья Иван и Дмитрий.

Форзац книги «Ярославская Большая мануфактура» с портретом Ивана Максимовича Затрапезнова (1695-1741) http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/56-142-2054-2-C6141133-34.jpg
Форзац книги «Ярославская Большая мануфактура» с портретом Ивана Максимовича Затрапезнова (1695-1741) http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/56-142-2054-2-C6141133-34.jpg

Скорее всего, они были лично знакомы с Петром I, неоднократно посещавшим Ярославль. Не случайно император своей волей определил им в компаньоны лучшего в России профессионала - голландца Ивана Павловича Тамеса.

Последний имел большой опыт организации полотняных производств в Москве и Кохме. Затрапезновы же, в свою очередь, располагали отличным знанием рынка и, главное, деньгами, необходимыми для реализации проекта.

В 1722 году Затрапезновы вместе с Тамесом обратились в Мануфактур-коллегию с прошением на устройство в Ярославле полотняной мануфактуры. Бюрократическая машина работала тогда без сбоев и волокиты, и вскоре искомое разрешение было получено. Императорским указом предприятие на пять лет освобождалось от уплаты налогов и пошлин.

Монограмма Ярославской Большой мануфактуры
Монограмма Ярославской Большой мануфактуры

Компаньоны решили не ограничиваться переданным им во владение «Оружейным двором» с остатками шведской полотняной мастерской. Строительство, развернувшееся на новом участке в пойме реки Которосли, обрело невиданные доселе масштабы!

План Ярославской Большой мануфактуры. Фрагмент гравюры Ростовцева. 1731 г.  https://proxy.coollib.net/b/257622-ella-dmitrievna-dobrovolskaya-yaroslavl-tutaev/read
План Ярославской Большой мануфактуры. Фрагмент гравюры Ростовцева. 1731 г. https://proxy.coollib.net/b/257622-ella-dmitrievna-dobrovolskaya-yaroslavl-tutaev/read

По течению Кавардаковского ручья был выкопан каскад прудов. Они являлись основой сложной гидротехнической системы, обеспечивавшей высокую «энерговооруженность» производства.

Ярославская Большая мануфактура в первой половине 19 в. http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/81-131-3369-11-W9163861.jpg
Ярославская Большая мануфактура в первой половине 19 в. http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/81-131-3369-11-W9163861.jpg

В любое время года в прудах поддерживался высокий уровень воды. На плотинах со шлюзами были установлены мельничные колеса, приводившие в действие через вереницу валов и шкивов фабричные станки.

Каскад прудов Ярославской Большой мануфактуры на современной карте Ярославля
Каскад прудов Ярославской Большой мануфактуры на современной карте Ярославля

Нижний водоём соединялся каналом с рекой Которослью. Несколько ветряных мельниц служили дополнительными источниками движущей силы.

Удивительно, но устроенная основателями гидросистема с проточным каскадом водоёмов работает по сей день! Между прудами действуют перетоки, и они остаются чистыми, не заросшими.

Верхний пруд Ярославской Большой мануфактуры
Верхний пруд Ярославской Большой мануфактуры
Один из перетоков между прудами
Один из перетоков между прудами
Современный вид Нижнего пруда
Современный вид Нижнего пруда

В корпусах, возведенных Затрапезновыми по периметру прудов, были установлены 172 широких стана, на которых трудилось свыше 500 рабочих. По некоторым данным, количество персонала при жизни первых владельцев возросло до 6000 человек.

Ярославская Большая мануфактура в первой половине 19 в. http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/81-131-3369-11-W9163861.jpg
Ярославская Большая мануфактура в первой половине 19 в. http://vnikitskom.ru/wp-content/uploads/81-131-3369-11-W9163861.jpg

Внедрение передовых инноваций сопровождались продуманной маркетинговой политикой. На мануфактуре был освоен выпуск дорогих тканей – шерсти и шёлка. Выпущенные на рынок в больших количествах при низких ценах и высоком качестве, они сразу же составили серьезную конкуренцию европейской продукции.

Один из сохранившихся корпусов Большой Ярославской мануфактуры с въездными воротами. На литографии, показанной выше, он виден в центре
Один из сохранившихся корпусов Большой Ярославской мануфактуры с въездными воротами. На литографии, показанной выше, он виден в центре

Но основу ассортимента составляло дешевое полотно на основе пряжи из льна и конопляной пеньки, так называемая «пестрядь». На вид эти ткани, имеющие шероховатую фактуру в синюю полоску, выглядели не слишком презентабельно.

Но в то же время, они были чрезвычайно прочны, при стирке выдерживали многократное отбивание «вальками», и при том по стоимости оставались доступными для самых широких слоёв населения.

Важно также, что товарные партии сырья приобретались поблизости – Ярославский край славился своими урожаями отменного льна.

Иван Белоногов. Вид Ярославской Большой мануфактуры. 1830-е гг. http://www.yaroslavskiy-kray.com/543/476-vid-yabm-kartina-belonogova.jpg.html
Иван Белоногов. Вид Ярославской Большой мануфактуры. 1830-е гг. http://www.yaroslavskiy-kray.com/543/476-vid-yabm-kartina-belonogova.jpg.html

Ярославские ткани быстро завоевали огромную популярность, и даже удостоились от фамилии производителей нарицательного имени «затрапеза». Что, в свою очередь, вызвало к жизни известное крылатое выражение: «Экий же у тебя, братец, вид затрапезный»: то есть, обыденный, далеко не парадный.

Для примера, на литографии ниже показаны осанистые мастеровые в «портах» из характерной полосатой «затрапезы». Как можно судить, чувствуют они себя вполне уверенно и комфортно.

Игнатий Щедровский. Столярная мастерская. 1839. https://ic.pics.livejournal.com/watermelon83/60539528/11114011/11114011_original.jpg
Игнатий Щедровский. Столярная мастерская. 1839. https://ic.pics.livejournal.com/watermelon83/60539528/11114011/11114011_original.jpg

В больших количествах выпускались на ярославской мануфактуре скатерти, простыни, покрывала, полотенца, сорочки, оцененные современниками «против заморских без охулки».

Памятная доска о посещении VIP- персонами Ярославской Большой мануфактуры
Памятная доска о посещении VIP- персонами Ярославской Большой мануфактуры

В заголовке этой статьи звучит слово «прорыв». Тем же духом неукротимого взлета наполнен памятник, блестяще отражающий масштаб и величие петровской эпохи. Рядом с фабричными корпусами Затрапезновы возвели невиданную 70-метровую церковь Петра и Павла в стиле новой петровской архитектуры.

Храм Петра и Павла, 1736-1741 гг.
Храм Петра и Павла, 1736-1741 гг.
Колокольня Петропавловской церкви
Колокольня Петропавловской церкви

Своими формами храм напоминал знаменитый собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге работы Доменико Трезини.

Вид храма Петра и Павла
Вид храма Петра и Павла
Алтарная часть храма
Алтарная часть храма
Южный фасад
Южный фасад

Возле прудов был разбит один из первых в России регулярных парков. На пересечениях аллей, расположенных в виде «двойного конверта», были установлены фонтаны и статуи, окруженные ковровыми клумбами.

А в центре возвышалась часовня с позолоченным шпилем. Право, в таком роскошном «парадизе» не зазорно было принимать видных гостей из Санкт-Петербурга.

План Ярославской Большой мануфактуры. Фрагмент гравюры Ростовцева. 1731 г.  https://proxy.coollib.net/b/257622-ella-dmitrievna-dobrovolskaya-yaroslavl-tutaev/read
План Ярославской Большой мануфактуры. Фрагмент гравюры Ростовцева. 1731 г. https://proxy.coollib.net/b/257622-ella-dmitrievna-dobrovolskaya-yaroslavl-tutaev/read

По преданию, в парке любил прогуливаться опальный фаворит Анны Иоанновны Эрнст Бирон, около 20 лет находившийся в ярославской ссылке. Здешние «шпалеры» напоминали ему о садовом ансамбле в собственном курляндском имении в городе Митава.

Вид остатков парка
Вид остатков парка

Возможно, сохранился дом Затрапезновых, в котором они принимали высоких гостей. Ведущий ярославский реставратор В.И. Сафронов высказал мнение, что большой особняк начала 18 в. на Зеленцовской улице (в 1 км от фабрики) следует идентифицировать как «Палаты Затрапезновых».

Предполагаемый дом Затрапезновых, нач. 18 в.
Предполагаемый дом Затрапезновых, нач. 18 в.

Дела Затрапезновых бурно шли в гору, и вскоре братьям стало тесно в рамках одного предприятия. Тогда вспомнили о старой площадке на «Оружейном дворе». Дмитрий Максимович, заручившись своей долей капитала и частью оборудования, в 1742 году основал там вторую полотняную фабрику со 100 широкими станами. В отличие от головной «Большой мануфактуры», она получила название «Малой».

Корпус Малой Ярославской мануфактуры Дмитрия Затрапезнова, сер. XVIII в.
Корпус Малой Ярославской мануфактуры Дмитрия Затрапезнова, сер. XVIII в.

Потенциал, заложенный Затрапезновыми в свое дело, оказался столь велик, что Ярославская Большая мануфактура динамично развивалась и при новых владельцах.

Чугунная плита на надгробии Ивана Максимовича Затрапезнова (1703-1756). Щит по сторонам поддерживается двумя гениями: «Миром» и «Славою». Не сохранилась. https://live.staticflickr.com/65535/50464367922_de9b6afc89_h.jpg
Чугунная плита на надгробии Ивана Максимовича Затрапезнова (1703-1756). Щит по сторонам поддерживается двумя гениями: «Миром» и «Славою». Не сохранилась. https://live.staticflickr.com/65535/50464367922_de9b6afc89_h.jpg

В середине 19 в. предприятие сумело успешно ответить на очередной вызов времени, перейдя на хлопок в условиях засилья европейского и американского импорта. Хозяева стали выращивать «белое золото» на собственных плантациях в Туркестане, Ташкентской и Ферганской областях.

Ярославская Большая мануфактура в начале 20 в., архивное фото https://pastvu.com/_p/a/z/l/8/zl8yzbjh95u0d8jic4.jpg
Ярославская Большая мануфактура в начале 20 в., архивное фото https://pastvu.com/_p/a/z/l/8/zl8yzbjh95u0d8jic4.jpg

В начале 20 в. персонал мануфактуры достигал 10 тысяч человек. В советское время предприятие было преобразовано в комбинат технических тканей «Красный Перекоп». На нем начинала свой трудовой путь первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Нынче фабрика работает, но как-то мало о ней слышно - сказывается засилье китайского импорта.

Как известно, история повторяется. Сейчас перед Россией вновь остро стоит задача прорыва к новым технологиям. Вопрос в том, найдутся ли новые Затрапезновы?

Летний вид Петропавловской церкви
Летний вид Петропавловской церкви