Этот фильм, как любимый оливье, в котором почти все ингредиенты идеально сочетаются и дополняют друг друга. Только режиссеру, как и многим дебютантам, не хватило опыта и внимания к деталям без которых сюжет скрипит и туго идет, как салатик без правильной заправки.
Критики были строги и суровы, даже шеф Рамзи так не чихвостил участников своей кухни. Но мне бы хотелось, чтобы этот поток жёсткой критики не обескуражил режиссера, ведь в ее голове рождаются прекрасные уникальные идеи, которых так не хватает современному Голливуду, а с практикой их воплощение выйдет на нужный уровень.
Итак, о чем же этот фильм. Угрюмое будущее, частично затопленные города (сюжет фильма разворачивается в Майами), социальная несправедливость, магнаты осушают земли для комфортной жизни, а остальные как-то выживают в мокрых трущобах. Отставной военный Ник Баннистер (Хью Джекман) нашел свою нишу в этом странном мире – он специалист по воспоминаниям. В его лаборатории клиенты могут прожить самые светлые (или не очень) воспоминания и отвлечься от гнетущей реальности. А еще он сотрудничает с полицией и допрашивает подозреваемых, работая с их памятью.
Его размеренную жизнь перевернет поздний визит очаровательной и растерянной Мэй (Ребекка Фергюсон), которая не может вспомнить, где оставила ключи. Стремительный роман оборвется внезапным исчезновением Мэй. Не в силах смириться с ее потерей, Ник отправится в опасное и обескураживающее путешествие, но вернет ли поиск пропавшей любви спокойствие или окончательно уничтожит его веру в людей, да и его самого в придачу?
Сюжет завернут, как капуста, слой за слоем, элемент за элементом сразу в несколько жанров. Это нуар, киберпанк, и сай-фай, но вот органичность переплетения этих жанров вызвала шквал негатива после премьеры фильма. Давайте присмотримся к деталям.
Визуально и стилистически фильм напоминает неоднозначный шероховатый микс Водного Мира (1995 г), Бегущего По Лезвию (1982 г и 2017 г) и Головокружения (1958).
Небоскребы затопленного города, возвышающиеся как надгробия урбанистического кладбища - последствия глобального потепления во всей красе. Борьба за выживание и жестокие законы существования в трущобах, сухая земля с зелеными садами для избранных - мир будущего нарисован по правилам научной фантастики с горькими нотками апокалипсиса. Для выживания нужна сила или умение приспосабливаться.
Мне, как зрителю, не хватило истории этого мира. Как город ушел под воду$ как война, постоянно упоминающаяся в фильме, связана с этим? Как построена иерархия и социальная инфраструктура? Есть ли связь с остальным миром? Что это за страшный новый мир, который нам нарисовали пунктиром, но так и не закончили картинку? Скорее всего, это всё - лишь декорация, фон для истории Ника и Мэй; просто создатели разбросали слишком много деталей и полунамеков, которые отвлекают от сюжетной линии и оставляют много недосказанностей.
Главный герой - Ник Баннистер, а его смертельная гонка за внезапно пропавшей любимой, подсвечиваемая неоновыми вывесками, наполнена элементами киберпанка. Помимо легко узнаваемого неона, создатели разматывают клубок детективной истории, путая зрителя флэшбеками и игрой со временем. Скоростные поезда и убогие трущобы, обилие оружия и противостояние главного героя-одиночки не только влиятельным синдикатам, но и самому себе - все это базовые стилистические тропы киберпанка. Высокие технологии в полуразрушенном мире на гране социальной и климатической катастрофы, но глобальные проблемы в «Воспоминаниях» - опять же лишь фон для очень личной истории героев.
Мэй – роковая красавица, классическая femme fatale. Ее красное открытое платье, откровенное соблазнение Ника Баннистера, бархатный голос, внезапное исчезновение и темное прошлое, затягивающее в пучину любого, кто осмелиться с ней связаться – вот он, его величество нуар. Город живущий ночью и засыпающий к утру, не сулит романтической истории счастливого конца. Обратите внимание на кадр с винтовой лестницей - это прямая отсылка к классике, великому «Головокружению» Хичкока.
В целом, сценарий неплохо играет с жанрами, путает зрителя в лабиринтах памяти и непростого прошлого главных героев. Его ахиллесова пята – диалоги, малоинформативные и немного деревянные. Иногда они кажутся лишними или слишком патетическими. «Воспоминания» - это не кино про высокие идеалы и спасение мира, как может показаться. Это камерная история о двух потерянных людях, которые поставлены в тяжелые обстоятельства и совершают поступки, которых часто стыдятся.
Фантастическая глянцевая оболочка фильма, как яркий фантик на простом леденце – мимолетной встрече двух неидеальных людей на ленте времени; встречи, которая ничего не значит в масштабах мира, но которая возвращает смысл жизни этим двум израненным героям. Чем плотнее тьма вокруг, тем ярче свет. Любовь, которая изменила Ника и Мэй, была лучиком света в их мрачном мире.
Смешение жанров, игра со временем и пространством, красивые аллюзии на классические и культовые киноленты – эти приемы знакомы режиссеру «Воспоминаний», но немного с другого ракурса. Лиза Джой выступала сценаристом и продюсером высоко котируемых сериалов – «Мир Дикого Запада» и «Мертвые до востребования».
Тема игр с разумом и временем – любимая тема семьи Ноланов. А Лиза – невестка того самого Кристофера Нолана («Довод», «Начало»). Ее муж Джонатан Нолан выступал соавтором сценариев таких лент брата, как «Помни», «Престиж», «Интерстеллар», а также работал с женой над сценарием «Мира Дикого Запада», где являлся также и режиссером.
Помимо звездного актерского состава «Воспоминаний», Лиза Джой усилила команду, приведя в проект оператора Пола Кэмерона («Мир Дикого Запада», «Вспомнить все», «Дежавю»), а также композитора Рамина Джавади («Мир Дикого Запада», «Игра Престолов»).
Казалось бы, все условия и элементы для успеха ее сольного проекта были тщательно собраны; мы видим, что фильм создавался с трепетом. Однако по каждому пункту он немного недотянул, немного просел или немного не достучался до чувств кинозрителей и критиков. Не хватило живости диалогов, информативных деталей и мелочей, расширяющих вселенную фильма и раскрывающих героев исподволь, а не прямо в лоб.
Если провал не остановит Лизу Джой, то ее следующий проект может нас удивить. А удивительных идей и сюжетных поворотов у нее явно солидный запас.