«Игра в кальмара» - хороший, интересный сериал. Но удивляет, что в нём ищут что-то огненно-левое. Вообще, поиск левых настроений в мировой кинокультуре - давний тренд. Говорили о левой «Матрице», о левом «Бойцовском клубе», о левом «Джокере». Уже лет двадцать. И что дальше? «А все вы остались такими же!», как пел Егор Летов, который, кстати, качнул таки влево значительную часть молодёжи 90-х и начала «нулевых».
Мысль, что богатые - сволочи, а бедные - красавчики, весьма затаскана. Тут уж надо копнуть поглубже, как это делал Летов, вставляя в свои песни и интервью отсылки к сложным философским книгам. Здесь же глубже никто не копнул. В «Кальмаре», кстати, и красавчиков среди бедняков мало. Люди, готовые убивать друг друга за деньги скорее, чем устроить восстание.
Если рассуждать такими клише, то куда более левым является фильм «Бегущий человек» (1987 г.) со Шварценеггером, где низы всё же решаются на бунт против Системы. Кстати, не увидел ничего левого в корейских «Паразитах» - там как раз таки очень «правая» концовка: главный герой-бедняк приходит к выводу, что нужно много-много работать и самому становиться буржуем.
Запаситесь поп-корном и смотрите хорошие фильмы и сериалы, не ожидая слишком многого: вся оруэлловская антиутопия с автоматчиками в масках (пусть и в масштабах одного острова) давно уже стала мейнстримом. Этими «ужасами» можно легко играть. Посмотрев новинки от Нетфликса, пролетарий не возьмёт булыжник.
Андрей Песоцкий