Найти тему
Влад Зеленский

Как я выбирал яхтенную школу

Пару лет назад мне попалось видео, в котором объяснялось - яхтинг это не только стометровые лодки шейхов, а вполне земное, точнее морское удовольствие, доступное для каждого. Ниже я опишу свой опыт новичка, без претензии на экспертность - больше для упрощения выбора и избежания траты времени на поиски в интернете.

Чтобы сразу было понятно - назначение сертификата (именно сертификата, а не свидетельство судоводителя ГИМС) любой из мировых систем обучения ( IYT, RYA, ISSA, ICС и тд) одно: подтверждение ваших навыков и квалификации для аренды яхты в любой точке мира. Уровень сертификата накладывает определенные ограничения по условиям хождения - на первом этапе это 5 морских миль от берега и дневные переходы. На первых порах этого достаточно для знакомства с основами судоходства, судовождения и всего остального, что связано с лакшери словом «яхтинг».

Итак, перед тем как идти обучаться, нужно понять цель данного обучения - для себя я выделил 2 направления: спортивный яхтинг (проще говоря гонки) и чартер (аренда яхты для отдыха и получения впечатлений так сказать от первого лица). Со спортивным более менее понятно - ищем школы именно с таким направлением, читаем отзывы, знакомимся с коллективом и принимает решение. В случае с чартером, я бы обратил внимание на следующую вещь - подход к обучению и правильное понимание кого готовит школа. Почему это важно:

  • В отличие от прав на автомобиль (хотя с ужесточением системы обучения и сдачи экзаменов может что-то изменится), немногие отдают себя отчет в том, что яхта не машина - она не может остановиться от нажатия на тормоз, нет заправок как на суше в таком количестве, ветер не включается и выключается по расписанию, и самое главное - природа хоть и прогнозируема, но непредсказуема. Поэтому адекватность и безопасность на первом месте
  • Кроме причинения вреда здоровью себе и окружающим, есть высокая вероятность при неграмотном обучении выпустить на воду человека, который мало отдает себе отчет в том, что он и как делает. Это как правило выливается в потерю большого количества денег или еще чего хуже

Я отдавал себе отчет в том, что невозможно за месяц или тем более неделю подготовить шкипера. Но несмотря на это, рекламы «стань капитаном», «получи права онлайн» достаточно много. Поэтому не ведитесть на эти заголовки если вам дорога своя жизнь. В одной такой "школе" мне сказали, что обучение все в видеоформате (теорию так изучить можно) и через неделю я могу бороздить просторы океана. На мой вопрос про безопасность такого мореплавателя и реальные практические навыки - получил ответ: "мы вам сертификат дадим, а дальше возьмёте лодку в аренду и сами разберётесь".

Чтобы действительно пройти хорошую подготовку, необходимо изучить структуру курса той или иной системы именно в альма-матер и сравнить с тем, что вам предлагает выбранная вами школа: так вы убережете себя от пробелов в знаниях и получите все необходимые знания. Также обязательно должна быть практика на воде - и не у пирса (хотя это тоже входит в программу обучения), а именно реальный поход с инструктором школы. Это вам даст понять какие у вас есть пробелы в теоретических знаниях и позволит оценить подходит ли вам в принципе подобный вид отдыха (рекомендую изначально отправиться на прогулку в качестве пассажира на яхте, чтобы сложилось общее впечатление, дадут даже порулить и поработать с бегущим такелажем - веревки если по простому).

Я изучал теорию на протяжении 2-х месяцев (2 раза в неделю, в среднем по 2-3 часа), потом прошел 2-х недельную практику. Со мной были разного уровня ученики и могу сказать одно: даже для самых талантливых этого недостаточно. Но таковы реалии и дальнейшее мастерство вы уже оттачиваете за свой счет, на свой страх и риск. Пугаться этого не надо, просто необходимо четко отдавать себе отчет в своей подготовке. Если чувствуете, что не хватает - можно походить с опытным экипажем, брать в аренду яхту с капитаном и постепенно наращивать нейронные связи будущего морского волка или волчицы (среди девушек это тоже очень популярно оказывается). Также многие школы являются брокерами по аренде - смогут посоветовать компанию и регион где брать яхту, каким маршрутом идти, окажут сопровождение в сложных ситуациях по телефону/интернету в момент вашего похода.

В заключении могу сказать одно - это того стоит! Когда ты чувствуешь, что можешь управлять стихией (в нашем случае парусами и ветром) - это непередаваемо! Ветер становится тебе другом, с которым ты можешь идти не только попутным курсом!)

P.S. Если хотите мою рекомендацию по поводу школы в Санкт-Петербурге или Москве - пишите в личные сообщения.