Найти тему
Александр Геннадьев

Высказывания Захарченко опасны - критик о сложной ситуации в Кубанском казачьем хоре

Скандал с Кубанским казачьим хором, руководитель которого решил разделить танцоров от певцов, всё не утихает. Своё мнение по сложившейся сложной ситуации в коллективе, а также о том, что делать сейчас артистам и Минкульту, высказал корреспонденту «Блокнот Краснодар» известный театральный критик Александр Геннадьев.

Кубанский казачий хор
Кубанский казачий хор

Виктор Гаврилович Захарченко за последнюю неделю стал довольно одиозной персоной, так как ранее это была фигура «небожительная». Или только хорошо, или никак. Критик же отмечает, что маэстро позиционирует себя, если судить по последнему видеообращению, словно помазанник Божий: «Он олаврен и обложен образами так, что перед нами ни дать ни взять этакий порфироносец, особа, приближенная к небесам. А, по сути, происходит глубоко даже не фарсовое, а трагическое событие. Падение личности.

— Александр, а что, хор перешёл в частную собственность семьи Захарченко?

— Видимо, Виктор Гаврилович так считает, что это его вотчина и он единовластный хозяин, распорядитель старейшего коллектива. Однако надо не забывать, что хор существует на наши с вами деньги, на средства налогоплательщиков. Более того, Захарченко отодвинул от руководства людей, которые много лет помогали ему и были рядом, другими словами, профессионалов своего дела. Тот же Анатолий Арефьев, которого мы все знаем как человека, который успешно отвечал за финансовую составляющую коллектива, он прекрасный менеджер, стратег и умело все эти годы прикрывал все огрехи хора, не давая быть ему объектом критики, насмешек и сатиры, которым сегодня стал.

— Зрители, даже поклонники коллектива отмечают, что концерты ККХ всё больше стали похожи на творческие вечера, бенефисы его руководителя…

Увы, Виктор Гаврилович, уверовав в свою исключительность и гениальность, начал менять программу так, что репертуар хора теперь сплошь состоит из произведений маэстро. И в Москве на их концертах люди уходили, потому что сколько можно одно и то же слушать, да еще с длинными проповедями Захарченко. Художественный руководитель и генеральный директор хора, кем он является, договорился до того, что хореография, оказывается, от беса, а настоящие мужчины не танцуют. Пусть он это скажет нашим соседям черкесам и вообще другим джигитам, у которых танец в крови и составляет их нутро, национальную гордость. Подобные заявления не просто опрометчивы, но и опасны, Виктор Гаврилович умудрился одной фразой, мягко говоря, поставить под сомнение все хореографическое искусство в целом. А в видеообращении мы вдруг услышали, что Анатолий Евгеньевич Арефьев не ставит танцы, вот и начался кризис. Извините, а кто отвечает за художественную, репертуарную политику Кубанского казачьего хора? Не Захарченко ли? И почему директор Арефьев должен заниматься балетмейстерским сочинительством? Вообще, мне все это напоминает чеховскую «Палату № 6»:«Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди». Извините, но я просто цитирую классика.

— Почему министерство культуры края кардинально не вмешивается?

— Наш минкульт, насколько мне известно, не рекомендовал Захарченко отделять танцевальный коллектив от общей структуры и еще предпринял какие-то меры, но, как события показали, он ему тоже не указ. Своим авторитетом, который в крае раздут до анекдотичного масштаба, Захарченко давит с силой бронетранспортера.

—Какой вы видите выход из ситуации?

Очень простой. В свое время даже великого Мариуса Петипа убрали из Мариинского театра, да что там заглядывать в далёкую историю, вон из Большого попросили по собственному желанию Юрия Григоровича, который в свое время одним махом отправил на пенсию целую плеяду гениальных артистов во главе с Майей Плисецкой. И ничего, и Мариинка, и Главный театр страны, как видим, не пропали.

Создать для нашего «непререкаемого авторитета» почетный пост и сделать ревизию хора. Благо есть в коллективе люди, способные им управлять грамотно и достойно. И ни в коем случае не выделять хореографическое отделение, так как просто уйдет зритель. А вся демагогия вроде возвращения хора к истокам – это всего лишь маска, за который скрыты очень бытовые, земные интересы. И когда Виктор Гаврилович транслирует своим сотрудникам, что они должны не думать о деньгах, а жить святым искусством, то, конечно, этот пафос впечатляет. Но ему легко делать подобные заявления с заработной платой около полумиллиона рублей, а также его внуку, который вдруг стал его замом по всем вопросам и имеет выплаты, о которых может только мечтать рядовой сотрудник отрасли.

—Кстати, а как же быть с многочисленными домочадцами в хоре?

Да пусть работают, но каждому определить место по его способностям и развитию.

Яна Черникова

https://bloknot-krasnodar.ru/news/zakharchenko-davit-s-siloy-bronetransportera-kriti