Найти тему
Дома вместо садика

Первая половина ноября в детском саду - всё внимание живому уголку

Оглавление

Этот пост для тех, кто воспитывает ребёнка дома, но интересуется тем, как образовательный и воспитательный процесс строится в государственном детском саду. В первом посте я рассказывала о себе и о выбранной мною тематике - обучении ребёнка дома вместо детского сада, это - второй пост в этом блоге.

"Нерабочая" неделя несколько сбила выполнение рабочего плана у многих воспитателей, но тема заявлена в программе - а значит, должна быть реализована. Знаю что коллеги, работающих в дежурных группах, сейчас как раз активно работают по этой теме.

Итак, традиционно в детских садах первая половина ноября - это период, в который мы с детьми говорим о домашних растениях и (в идеале!) ухаживаем за животными, обитающих в живом уголке. Конечно, живой уголок в наше время явление редкое, но есть сады, где в той или иной форме он ещё существует (аквариум, попугайчик). А так же существуют формы сотрудничества детского сада (конкретного воспитателя или группы воспитателей) и учреждений, где у детей появляется возможность расширить свои представления о растительном мире, в т.ч. о домашних растениях, и поухаживать за животными, птицами и рыбами.

На фото: кактусовая оранжерея Никитского ботанического сада (Крым)
На фото: кактусовая оранжерея Никитского ботанического сада (Крым)
У родителя возможностей для раскрытия данной темы больше. Конечно, в сегодняшней реальности приходится делать некоторую поправку на пандемию, но я буду писать об идеальной ситуации, когда нас ничего не ограничивает.

Тема охватывается всеми возрастными группами: есть общие задачи для всех возрастов; есть задачи, которые ставятся перед детьми конкретного возраста.

Дети 3-5 лет

Ребятишек этого возраста нужно ОБУЧАТЬ уходу за домашними растениями (поливать, протирать листочки) и домашними животными. В этом возрасте важно воспитывать стремление ухаживать за братьями нашими меньшими, объяснять для чего мы кормим кошечку и поливаем цветочки. Изучать какие домашние растения бывают: название, внешний вид, польза. Используйте больше прилагательных при разговоре с ребёнком: мягкая, рыхлая, мокрая, темная земля; круглые, длинные, жилистые листья; тонкий, длинный, толстый стебелек и т.д.

Хорошо, когда в доме есть несколько цветков (а если нет - то купите хотя бы один) - это открывает возможность для НАБЛЮДЕНИЯ и практической работы. Если вам жалко цветок - посадите простую травку (например, овёс) конкретно для ребёнка: и пусть он его поливает, щипает, разглядывает.

В этом возрасте мы рассказываем ребёнку о предметах, которыми пользуемся при уходе за растениями и животными, называя их. Лейка, щетка, грабельки, тряпочка и т.п. И, конечно, рассказываем ребёнку о строении цветка: листочек, стебель, корень; называем части тела домашних обителей: лапки, хвостик, мордочка, клюв, ноготки и т.п.

Хочу порекомендовать к просмотру мультфильм (живой беседы он не заменяет, используйте его для закрепления знаний):

Дети 5-7 лет

С детьми этого возраста мы уже ЗАКРЕПЛЯЕМ навыки выполнения различных поручений, связанных с уходом за животными (покормить, заменить воду, расчесать и т.п.) и растениями (полить, взрыхлить землю, прополоть и т.п.)

С детьми этого возраста можно сходить на экскурсию в оранжерею или на юннатскую станцию, посетить питомник, аквариум и т.д.

Интернет открывает возможность для просмотра веб-камер в птичниках/кормушках, аквариумах, ботанических садах и в дикой природе. При подборе материала я не нашла чего-то, что в большей степени подошло бы под тему ДОМАШНИХ животных и растений, но есть множество видео с кормушками для птиц, куда забредают и животные - в моём случае белочка из кормушки в центре Маков в Чехии. Это тоже интересно и познавательно. Почему бы и не посмотреть?
Интернет открывает возможность для просмотра веб-камер в птичниках/кормушках, аквариумах, ботанических садах и в дикой природе. При подборе материала я не нашла чего-то, что в большей степени подошло бы под тему ДОМАШНИХ животных и растений, но есть множество видео с кормушками для птиц, куда забредают и животные - в моём случае белочка из кормушки в центре Маков в Чехии. Это тоже интересно и познавательно. Почему бы и не посмотреть?

Ещё одно красивое и интересное видео:

Такое видео можно создать и совместно с ребёнком (если есть такая техническая возможность) о вашем домашнем цветке. Ребёнка очень удивит, что цветок не просто сидит в горшке, а активно двигается в течение суток.

С детьми можно и нужно в рамках темы:

  • Играть в цветочный магазин
  • Повторять домашних и диких животных
  • Изучать названия растений
  • Изучать и повторять названия инструментов
  • Наблюдать за природой на улице, за погодными изменениями, за поведением птиц
  • Рисовать растения и животных (своего любимого кота или цветок с натуры)
  • Делать поделки из природных материалов
  • Делать аппликации
  • Отгадывать загадки, читать стихи и сказки про осень
  • Очень-очень много лепить из пластилина: цветочки, аквариум, кошечки-собачки, попугайчики. Лепить поделки, мазками на плоской поверхности, обводить контур "колбасками" из пластилина или "наполнять" картинку шариками из пластилина.
  • И, конечно, много говорить: описывать, сравнивать, подмечать, акцентировать внимание ребёнка, вовлекать его в беседу и вызывать позитивные эмоции

Другие виды деятельности в этот период не забываются: закаливаемся, занимаемся физкультурой, следим за культурой поведения, воспитываем самостоятельность и многое-многое другое. Тема "живой уголок" - лишь основа, вокруг которой можно организовать интересную (и для вас тоже) и развивающую совместную деятельность с детьми: посадить огород на подоконнике, начать выращивать зелень или проращивать зерна, посетить экскурсию в ботаническом музее или зоопарк, сходить в магазин вместе и выбрать новый цветочек или завести питомца, посетить приют домашних животных или ферму. Дальше - только ваши возможности и желание.

Что читать с ребёнком?

  1. Сказка "Заяц-хвастун"
  2. Сказка "Крошечка-Хаврошечка"
  3. А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."
  4. А.К. Толстой "Осень, осыпается весь наш бедный сад..."
  5. Д.К. Ушинский "Петушок с семьёй"
  6. К. Паустовский "Тёплый хлеб"
  7. В. Сухомлинский "Яблоко и рассвет"
  8. Л. Станчев "Осенняя гамма"