Этот пост для тех, кто воспитывает ребёнка дома, но интересуется тем, как образовательный и воспитательный процесс строится в государственном детском саду. В первом посте я рассказывала о себе и о выбранной мною тематике - обучении ребёнка дома вместо детского сада, это - второй пост в этом блоге.
"Нерабочая" неделя несколько сбила выполнение рабочего плана у многих воспитателей, но тема заявлена в программе - а значит, должна быть реализована. Знаю что коллеги, работающих в дежурных группах, сейчас как раз активно работают по этой теме.
Итак, традиционно в детских садах первая половина ноября - это период, в который мы с детьми говорим о домашних растениях и (в идеале!) ухаживаем за животными, обитающих в живом уголке. Конечно, живой уголок в наше время явление редкое, но есть сады, где в той или иной форме он ещё существует (аквариум, попугайчик). А так же существуют формы сотрудничества детского сада (конкретного воспитателя или группы воспитателей) и учреждений, где у детей появляется возможность расширить свои представления о растительном мире, в т.ч. о домашних растениях, и поухаживать за животными, птицами и рыбами.
У родителя возможностей для раскрытия данной темы больше. Конечно, в сегодняшней реальности приходится делать некоторую поправку на пандемию, но я буду писать об идеальной ситуации, когда нас ничего не ограничивает.
Тема охватывается всеми возрастными группами: есть общие задачи для всех возрастов; есть задачи, которые ставятся перед детьми конкретного возраста.
Дети 3-5 лет
Ребятишек этого возраста нужно ОБУЧАТЬ уходу за домашними растениями (поливать, протирать листочки) и домашними животными. В этом возрасте важно воспитывать стремление ухаживать за братьями нашими меньшими, объяснять для чего мы кормим кошечку и поливаем цветочки. Изучать какие домашние растения бывают: название, внешний вид, польза. Используйте больше прилагательных при разговоре с ребёнком: мягкая, рыхлая, мокрая, темная земля; круглые, длинные, жилистые листья; тонкий, длинный, толстый стебелек и т.д.
Хорошо, когда в доме есть несколько цветков (а если нет - то купите хотя бы один) - это открывает возможность для НАБЛЮДЕНИЯ и практической работы. Если вам жалко цветок - посадите простую травку (например, овёс) конкретно для ребёнка: и пусть он его поливает, щипает, разглядывает.
В этом возрасте мы рассказываем ребёнку о предметах, которыми пользуемся при уходе за растениями и животными, называя их. Лейка, щетка, грабельки, тряпочка и т.п. И, конечно, рассказываем ребёнку о строении цветка: листочек, стебель, корень; называем части тела домашних обителей: лапки, хвостик, мордочка, клюв, ноготки и т.п.
Хочу порекомендовать к просмотру мультфильм (живой беседы он не заменяет, используйте его для закрепления знаний):
Дети 5-7 лет
С детьми этого возраста мы уже ЗАКРЕПЛЯЕМ навыки выполнения различных поручений, связанных с уходом за животными (покормить, заменить воду, расчесать и т.п.) и растениями (полить, взрыхлить землю, прополоть и т.п.)
С детьми этого возраста можно сходить на экскурсию в оранжерею или на юннатскую станцию, посетить питомник, аквариум и т.д.
Ещё одно красивое и интересное видео:
Такое видео можно создать и совместно с ребёнком (если есть такая техническая возможность) о вашем домашнем цветке. Ребёнка очень удивит, что цветок не просто сидит в горшке, а активно двигается в течение суток.
С детьми можно и нужно в рамках темы:
- Играть в цветочный магазин
- Повторять домашних и диких животных
- Изучать названия растений
- Изучать и повторять названия инструментов
- Наблюдать за природой на улице, за погодными изменениями, за поведением птиц
- Рисовать растения и животных (своего любимого кота или цветок с натуры)
- Делать поделки из природных материалов
- Делать аппликации
- Отгадывать загадки, читать стихи и сказки про осень
- Очень-очень много лепить из пластилина: цветочки, аквариум, кошечки-собачки, попугайчики. Лепить поделки, мазками на плоской поверхности, обводить контур "колбасками" из пластилина или "наполнять" картинку шариками из пластилина.
- И, конечно, много говорить: описывать, сравнивать, подмечать, акцентировать внимание ребёнка, вовлекать его в беседу и вызывать позитивные эмоции
Другие виды деятельности в этот период не забываются: закаливаемся, занимаемся физкультурой, следим за культурой поведения, воспитываем самостоятельность и многое-многое другое. Тема "живой уголок" - лишь основа, вокруг которой можно организовать интересную (и для вас тоже) и развивающую совместную деятельность с детьми: посадить огород на подоконнике, начать выращивать зелень или проращивать зерна, посетить экскурсию в ботаническом музее или зоопарк, сходить в магазин вместе и выбрать новый цветочек или завести питомца, посетить приют домашних животных или ферму. Дальше - только ваши возможности и желание.
Что читать с ребёнком?
- Сказка "Заяц-хвастун"
- Сказка "Крошечка-Хаврошечка"
- А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."
- А.К. Толстой "Осень, осыпается весь наш бедный сад..."
- Д.К. Ушинский "Петушок с семьёй"
- К. Паустовский "Тёплый хлеб"
- В. Сухомлинский "Яблоко и рассвет"
- Л. Станчев "Осенняя гамма"