Найти в Дзене

Костры российской инквизиции

Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры. Однако жестокие приговоры за богохульство были характерны для истории православия в Киевской Руси и Московской империи. Летопись XII века "Слово о злых дусех", составленная митрополитом Кириллом, отмечает необходимость наказания ведьм и колдунов церковным судом. Там говорится о том, что в 1024 году в суздальской земле были схвачены волхвы и "лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они - виновники неурожая, пишет Ефим Грекулов в книге "Православная инквизиция в России". В 1227 году в Новгороде после допросов и пыток сожгли четырех "волхвов". Казнь происходила на архиерейском дворе по настоянию новгородского архиепископа Антония. Сожжение заживо в России отличалось от подобной казни в Европе. Если на Западе ведьм сжигали "на свежем воздухе", то в Московском государстве практиковалось "сожжение в срубе": из бревен сооружали нечто вроде коло

Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры. Однако жестокие приговоры за богохульство были характерны для истории православия в Киевской Руси и Московской империи.

Летопись XII века "Слово о злых дусех", составленная митрополитом Кириллом, отмечает необходимость наказания ведьм и колдунов церковным судом. Там говорится о том, что в 1024 году в суздальской земле были схвачены волхвы и "лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они - виновники неурожая, пишет Ефим Грекулов в книге "Православная инквизиция в России".

В 1227 году в Новгороде после допросов и пыток сожгли четырех "волхвов". Казнь происходила на архиерейском дворе по настоянию новгородского архиепископа Антония.

Сожжение заживо в России отличалось от подобной казни в Европе. Если на Западе ведьм сжигали "на свежем воздухе", то в Московском государстве практиковалось "сожжение в срубе": из бревен сооружали нечто вроде колодца, и туда опускали приговоренного к казни, а затем сруб поджигали. Таким образом агония страдальца не была видна публике.

"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры, заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда", - пишет Рейтенфельс, живший в России в 1671-1673 годах.

"Муж и жена были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники имонахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики", - писал английский посланник Флетчер, проживший в Москве в XVI веке на протяжении полугода.

Также ведьм "испытывали водой", или попросту топили. Если ведьма тонула, ее признавали невиновной. Считалось, что вода не принимает тех, кто отрекся от христианства, ведь оно принимается крещением святой водой. Так, в 1709 году украинские крестьяне и шляхтичи испытывали водой шляхтянку Яворскую: ее раздели догола, связали накрест и спустили в воду.

В начале XVI века в Москве прошли массовые казни "жидовствующих" - секты, не принимавшей божественной природы Иисуса Христа. Первых еретиков просто провезли на конях по городу, поджегши колпаки прямо на их головах, но спустя несколько лет уже десятки "жидовствующих" были сожжены в срубах.

В 1569 году были сожжены плотники Неупокой, Данила и Михаил за то, что ели в пост телятину. При Борисе Годунове некоего Смирного облили нефтью и подожгли за то, что он "обусурманился".

Земский собор 1649 года подтвердил сожжение как наказание за богохульство: "Будет кто возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников... того богохулника обличив, казнити, зжечь". Среди тех, кто подписал документ, был и будущий патриарх Никон.

После церковной реформы Никона 1650-60-х годов, направленной на унификацию русских обрядов с греческими (например, именно с того времени русские стали креститься тремя пальцами, а не двумя), начались гонения на старообрядцев - то есть тех, кто противился реформе. Тысячи староверов были сожжены в срубах. Только на Пасху 1685 года такой казни подверглись 90 раскольников. Одного из лидеров старообрядцев, протопопа Аввакума отправили в ссылку на 30 лет, а потом сожгли на костре вместе с одноверцами.

В 1711 году Петр I создал в России "Приказ инквизиторских дел" специально для расследования дел о богохульстве.

После этого были сожжены Федор Иванов, изрубивший икону; диакон Василий Ефимов, устроивший поддельное чудо; чиновник Яков Яров, - между прочим, предок Ленина - за знахарство; некая Федосья - за колдовство, перед казнью заявившая, что оклеветала себя под пытками; две женщины - за то, что во время литургии выплюнули причастие; башкир Тойгильда Жуляков, обратившийся из православия обратно в ислам "и тем не только в богомерзкое преступление впал, но, яко пес, на свои блевотины возвратился".

В 1738 году был сожжен заживо перешедший в иудаизм капитан Возницин вместе со своим "совратителем" евреем Борухом Лейбовым. Костер разгорелся быстро, но ветер отдувал огонь, и приговоренные умирали около 40 минут. На капитана донесла его супруга, получившая кроме наследства еще земли в награду от властей.

Последнее известное сожжение произошло в 1780-е годы на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли местную колдунью.