В принципе, можно. И такие прецеденты в истории СССР были…
1 ноября в датском порту Скаген было задержано российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе». На корабле находятся 38 членов экипажа и 23 научных сотрудника. У капитана изъята судовая документация. Причиной задержания стал иск канадской круизной компанией One Ocean Expeditions Ltd. Канадцы утверждают, что в 2019 году по вине российской стороны были сорваны арктические круизы, из-за чего компании пришлось переводить туристов на другие суда и возвращать деньги. Это стало одной из причин предбанкротного состояния One Ocean Expeditions Ltd. Там довольно запутанная ситуация. Дело в том, что канадцы нанимали два корабля через посредника, но не уплатили ему чартерную и топливную пошлину. Россия в связи с этим отозвала свои суда. Короче, кто там прав, кто виноват, без стакана не разберешься. Факт остается фактом: Дания предприняла меры в обеспечение данного иска, и задержала российский корабль.
5 ноября на карте ресурса MarineTraffic, осуществляющего в реальном времени мониторинг движения и местонахождения судов, появился российский военный корабль. Причем не где-нибудь, а неподалеку от порта Скаген. Даже появилась идентификация этого загадочного корабля – корвет «Стойкий» с бортовым номером 545. И хотя российское и датское военное руководство опровергают данную информацию, слухи стали поводом для разговоров о скором силовом освобождении «Академика Иоффе». Самые горячие головы в России предлагают морякам незамедлительно последовать примеру военных Ирана, которые на днях отбили свой танкер у военного корабля США в нейтральных водах Оманского залива. Датская пресса паникует.
История знает примеры, когда СССР с помощью демонстрации силы освобождал свои гражданские суда. В октябре 1968 года военные корабли Ганы захватили у побережья Западной Африки два траулера севастопольской промысловой экспедиции – «Холод» и «Ветер». Экипажи кораблей были водворены в тюрьму. Предлог – нарушение суверенной 12-мильной морской зоны. Когда дипломатические усилия по освобождению кораблей и моряков провалились, СССР послал к берегам Ганы боевой отряд из двух больших ракетных кораблей «Неуловимый» и «Бойкий», подводной лодки «Ярославский комсомолец» и вспомогательного судна «Олекма». Этот отряд мог в считанные минуты разгромить весь военно-морской флот Ганы. Африканцы моментально осознали, что были неправы, и вопрос был решен положительно для СССР.
В ситуации с Чили даже демонстрации флага не потребовалось. В сентябре 1973 года во время переворота, военные Пиночета захватили в порту Вальпараисо российское научно-исследовательское судно «Эклиптика». С членами экипажа обошлись максимально жестко. Тогда советское правительство через дипломатические миссии третьих стран попросило передать хунте, что с этого момента военные корабли СССР имеют право задерживать и подвергать репрессиям все суда под чилийским флагом в любой точке мирового океана. После этого предупреждения, «Эклиптика» и советские моряки были освобождены. Это реальная версия событий. Официально же считается, что корабль и моряки были освобождены в результате трудных переговоров при содействии французского Красного Креста.
Надо сказать, что и США силой отбивали свои гражданские суда у других государств. Самый известный пример – освобождение в мае 1975 года контейнеровоза «Маягуэс», захваченного красными кхмерами в Сиамском заливе. Тогда американские военные развернули целую боевую операцию с участием флота, авиации, двух батальонов морпехов и применением самой мощной на тот момент неядерной бомбы BLU-82 «Дэйзи Каттер». В результате боевых действий погиб 41 американский военнослужащий: 15 в бою на острове Кох-Танге; 3 – пленены и убиты кхмерами; 23 – в авиакатастрофе вертолета в Таиланде при подготовке операции. Было ранено 50 человек. Потери авиации США – 4 вертолета «Sikorsky CH-53 Sea Stallion». Потери кхмеров оцениваются в 16 человек убитыми. В результате экипаж «Маягуэс» был добровольно освобожден кхмерами еще до начала операции, а судно американцам все-таки удалось отбить.
Так стоит ли России сейчас готовить спецоперацию по силовому освобождению «Академика Иоффе» в территориальных водах члена НАТО? Ответ однозначный – нет. Как бы этого не хотелось. Увы, Дания не Гана, Россия не СССР, но даже не это главное. Силовой метод приведет к критическому обострению ситуации между нашей страной и северо-атлантическим блоком. Естественно, что нажать на ядерные кнопки никто не решится. Мы без труда уведем корабль в свой порт. Но экономические последствия будут для России катастрофическими. Пока наша страна к ним не готова. Полагаю, что тут возможны только дипломатический и юридический пути решения проблемы. Один из них, кстати, предлагает Российский союз моряков. Это внесение денежного залога взамен арестованного судна и дальнейшее разбирательство в компетентных судах.
P.S. Понравилась статья? Ставим лайк. Нет? Дизлайк. Главное – не остаемся равнодушными.
Илья Гусаров