Найти тему
Рюкзак туриста

Очень приятно, что наш провинциальный вокзал, снова радует пассажиров.

Приветствую читателей моего канала! Дух странствий меня так и не покидает, и я снова отправляюсь в Кострому. В этот раз поездом. Прибыв на вокзал, вспомнились строки одного из современных поэтов: «Вокзал, как всегда большой муравейник, Торопятся все и солдат и священник. Бегут, уезжают, встречают кого-то, А кто-то спешит, как всегда на работу…». И я с этим согласен.

Вид на вокзал с перрона. Фото автора, октябрь 2021г.
Вид на вокзал с перрона. Фото автора, октябрь 2021г.

Конечно вокзал провинциальной ст. Шарья не назовёшь «большим муравейником», тем не менее, он имеет богатую и интересную историю.

В 2022г. шарьинскому вокзалу исполнится 125 лет! За это время здесь произошло множество встреч и расставаний, спешили на свои поезда и солдат и священник. Также на пригородных поездах утром приезжают в Шарью на работу жители, как нашего района, так и соседних, а вечером уезжают домой. За это время вокзальная инфраструктура менялась множество раз, но здание сохранило свой исторический вид.

Станция Шарья. Фото 1900-1910г. Источник: https://pastvu.com/p/1026425
Станция Шарья. Фото 1900-1910г. Источник: https://pastvu.com/p/1026425

В 1902г. началось строительство магистрали «Вологда – Вятка», связывающей Московско-Ярославско-Архангельскую и Пермь-Котласскую железные дороги.

Появлялись новые станции: Свеча, Поназырево, Якшанга, Шарья, Брантовка, Николо-Полома и др. Одновременно на станциях строились вокзалы. Первым из них в 1903г. был построен каменный вокзал в Свече.

Вокзал ст. Свеча. Источник: https://вятка.рф/old_book/foto/
Вокзал ст. Свеча. Источник: https://вятка.рф/old_book/foto/

В начале прошлого века вокзалы на не крупных станциях возводились в стиле эклектики. На магистрали «Вологда – Вятка», было построено четыре вокзала в этом стиле на станциях: Свеча, Шарья, Николо-Полома и Буй.

1 ноября 1906г. состоялось открытие движения поездов по линии «Вологда – Вятка».

Информационная доска на вокзале ст. Шарья. Фото автора.
Информационная доска на вокзале ст. Шарья. Фото автора.

Однако ст. Шарья была официально открыта только 24 ноября, а вокзал построен только в 1907г.

Шарьинский вокзал относился к III классу, как и все вокзалы небольших станций.

В нём находилось три зала ожидания.

В том крыле, где в Советский период находился ресторан, располагался зал I класса для состоятельных пассажиров. После того, как вокзальный ресторан перестал существовать, попасть посторонним в это крыло было невозможно. После реставрации в бывшем ресторане открыли ещё один зал ожидания.

Над ним зал II класса. Таким образом, крыло делилось на два этажа. Также на втором этаже, находились буфет и комната отдыха для пассажиров. К сожалению попасть туда мне не представилось возможным. По этому остаётся только любоваться потолком с первого этажа.

Потолок украшен круглой лепниной. Фото автора.
Потолок украшен круглой лепниной. Фото автора.

В другом крыле, где находятся билетные кассы – зал III класса, отделённый вестибюлем.

Вестибюль со стороны выхода к поездам. Фото автора.
Вестибюль со стороны выхода к поездам. Фото автора.

С другой стороны у выхода в город в уголке притаился огромный подстаканник.

Фото автора.
Фото автора.

Пройдя по узкому коридору, попадаю в основной зал ожидания (до революции III класса).

Также стоит обратить внимание, что в зале III класса высокий потолок, в отличии от зала I класса, т.к. он не имеет второго этажа.

Здесь же находится расписание поездов, следующих через ст. Шарья.

Из Шарьи можно беспересадочно добраться до любого областного центра Транссибирской магистрали. Фото автора.
Из Шарьи можно беспересадочно добраться до любого областного центра Транссибирской магистрали. Фото автора.

До появления громкоговорителей, о том, что начинается посадка и отправлении поездов извещали удары в колокол.

Станционный колокол находился в направлении на Вятку. Фото периода 1906-1916г. Источник: https://pastvu.com/p/893442
Станционный колокол находился в направлении на Вятку. Фото периода 1906-1916г. Источник: https://pastvu.com/p/893442

Ещё один очень интересный факт, что перрон в то время находился намного ниже, современного, и от вокзала к нему вела лестница.

На крыше чугунное литьё, похожее на заборчик, украшенное решётчатым орнаментом. Эта часть архитектурного декора в Костромской области, сохранилась только здесь.

Фото автора, октябрь 2021г.
Фото автора, октябрь 2021г.

На вокзалах Николо-Поломы и Буя, это украшение давно утрачено.

Вокзал ст. Буй, 2009г. - данное украшение на крыше отсутствует. Источник: http://photogoroda.com/foto-50658-buj-zhd-vokzal.html
Вокзал ст. Буй, 2009г. - данное украшение на крыше отсутствует. Источник: http://photogoroda.com/foto-50658-buj-zhd-vokzal.html

В 1917г. на наш вокзал прибыл литерный поезд, со свергнутым Императором Николаем II. А в годы войны – эшелоны с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. В послевоенный период и до начала 2000-х множество поездов дальнего следования, в т.ч. международного сообщения «Москва – Пекин» и «Москва – Улан-Батор». Также отсюда без пересадок можно было уехать в Казахстан поездом «Санкт – Петербург – Астана».

Ещё в царские времена, перед вокзалом появилась площадь со сквером. Сегодня на Привокзальной площади расположились: гостиница «Велес», бар «У паровоза», магазины но и, конечно же паровоз!

Фото автора, ноябрь 2021г.
Фото автора, ноябрь 2021г.

Паровоз серии "Л", сменивший "П-36".

Фото автора, октябрь 2021г.
Фото автора, октябрь 2021г.

Небольшой скверик был восстановлен несколько лет назад.

Фото автора, октябрь 2021.
Фото автора, октябрь 2021.

К сожалению, настал период, когда вокзал долгое время находился без ремонта и «на глазах» сильно обветшал. Но всё же, дождался капитального ремонта, который продолжался более двух лет. Поскольку наш вокзал – памятник архитектуры, реставрационные работы велись под руководством Департамента культуры Костромской области, в соответствии с историческим планом. В июле 2020г. состоялось торжественное открытие обновлённого вокзала.

Источник фото: https://smi44.ru/news/governance/v-share-zavershen-kapitalnyy-remont-zheleznodorozhnogo-vokzala/
Источник фото: https://smi44.ru/news/governance/v-share-zavershen-kapitalnyy-remont-zheleznodorozhnogo-vokzala/

После отправления поезда "Россия", за чайными посиделками, я спросил у моих попутчиков, что они думают о нашем вокзале? И получил такие ответы: "Очень красивый, яркий вокзал!"; "Прямо глаза радуются, смотря на на такую красоту! Хоть здесь его не испортили своей фирменной серостью".

Мне как любителю железных дорог, а в первую очередь как шарьинцу очень приятно, что вокзал с более чем вековой историей, снова обрёл презентабельный вид и радует глаз пассажиров проходящих поездов. Возможно, кто-то из них во время стоянки поезда, будет листать ленту "Дзена" и наткнувшись на эту статью, познакомится с историей нашего вокзала. А мы жители города, с него уезжаем и возвращаемся!

Также у меня была идея ознакомиться с вокзалом ст. Кострома – Новая, но по прибытии он оказался закрыт на ремонт. Возможно к следующей моей поездке в Кострому, ремонтные работы завершатся, и вокзал будет открыт, и я о нём обязательно опубликую статью.