Приветствую читателей моего канала! Дух странствий меня так и не покидает, и я снова отправляюсь в Кострому. В этот раз поездом. Прибыв на вокзал, вспомнились строки одного из современных поэтов: «Вокзал, как всегда большой муравейник, Торопятся все и солдат и священник. Бегут, уезжают, встречают кого-то, А кто-то спешит, как всегда на работу…». И я с этим согласен.
Конечно вокзал провинциальной ст. Шарья не назовёшь «большим муравейником», тем не менее, он имеет богатую и интересную историю.
В 2022г. шарьинскому вокзалу исполнится 125 лет! За это время здесь произошло множество встреч и расставаний, спешили на свои поезда и солдат и священник. Также на пригородных поездах утром приезжают в Шарью на работу жители, как нашего района, так и соседних, а вечером уезжают домой. За это время вокзальная инфраструктура менялась множество раз, но здание сохранило свой исторический вид.
В 1902г. началось строительство магистрали «Вологда – Вятка», связывающей Московско-Ярославско-Архангельскую и Пермь-Котласскую железные дороги.
Появлялись новые станции: Свеча, Поназырево, Якшанга, Шарья, Брантовка, Николо-Полома и др. Одновременно на станциях строились вокзалы. Первым из них в 1903г. был построен каменный вокзал в Свече.
В начале прошлого века вокзалы на не крупных станциях возводились в стиле эклектики. На магистрали «Вологда – Вятка», было построено четыре вокзала в этом стиле на станциях: Свеча, Шарья, Николо-Полома и Буй.
1 ноября 1906г. состоялось открытие движения поездов по линии «Вологда – Вятка».
Однако ст. Шарья была официально открыта только 24 ноября, а вокзал построен только в 1907г.
Шарьинский вокзал относился к III классу, как и все вокзалы небольших станций.
В нём находилось три зала ожидания.
В том крыле, где в Советский период находился ресторан, располагался зал I класса для состоятельных пассажиров. После того, как вокзальный ресторан перестал существовать, попасть посторонним в это крыло было невозможно. После реставрации в бывшем ресторане открыли ещё один зал ожидания.
Над ним зал II класса. Таким образом, крыло делилось на два этажа. Также на втором этаже, находились буфет и комната отдыха для пассажиров. К сожалению попасть туда мне не представилось возможным. По этому остаётся только любоваться потолком с первого этажа.
В другом крыле, где находятся билетные кассы – зал III класса, отделённый вестибюлем.
С другой стороны у выхода в город в уголке притаился огромный подстаканник.
Пройдя по узкому коридору, попадаю в основной зал ожидания (до революции III класса).
Также стоит обратить внимание, что в зале III класса высокий потолок, в отличии от зала I класса, т.к. он не имеет второго этажа.
Здесь же находится расписание поездов, следующих через ст. Шарья.
До появления громкоговорителей, о том, что начинается посадка и отправлении поездов извещали удары в колокол.
Ещё один очень интересный факт, что перрон в то время находился намного ниже, современного, и от вокзала к нему вела лестница.
На крыше чугунное литьё, похожее на заборчик, украшенное решётчатым орнаментом. Эта часть архитектурного декора в Костромской области, сохранилась только здесь.
На вокзалах Николо-Поломы и Буя, это украшение давно утрачено.
В 1917г. на наш вокзал прибыл литерный поезд, со свергнутым Императором Николаем II. А в годы войны – эшелоны с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. В послевоенный период и до начала 2000-х множество поездов дальнего следования, в т.ч. международного сообщения «Москва – Пекин» и «Москва – Улан-Батор». Также отсюда без пересадок можно было уехать в Казахстан поездом «Санкт – Петербург – Астана».
Ещё в царские времена, перед вокзалом появилась площадь со сквером. Сегодня на Привокзальной площади расположились: гостиница «Велес», бар «У паровоза», магазины но и, конечно же паровоз!
Паровоз серии "Л", сменивший "П-36".
Небольшой скверик был восстановлен несколько лет назад.
К сожалению, настал период, когда вокзал долгое время находился без ремонта и «на глазах» сильно обветшал. Но всё же, дождался капитального ремонта, который продолжался более двух лет. Поскольку наш вокзал – памятник архитектуры, реставрационные работы велись под руководством Департамента культуры Костромской области, в соответствии с историческим планом. В июле 2020г. состоялось торжественное открытие обновлённого вокзала.
После отправления поезда "Россия", за чайными посиделками, я спросил у моих попутчиков, что они думают о нашем вокзале? И получил такие ответы: "Очень красивый, яркий вокзал!"; "Прямо глаза радуются, смотря на на такую красоту! Хоть здесь его не испортили своей фирменной серостью".
Мне как любителю железных дорог, а в первую очередь как шарьинцу очень приятно, что вокзал с более чем вековой историей, снова обрёл презентабельный вид и радует глаз пассажиров проходящих поездов. Возможно, кто-то из них во время стоянки поезда, будет листать ленту "Дзена" и наткнувшись на эту статью, познакомится с историей нашего вокзала. А мы жители города, с него уезжаем и возвращаемся!
Также у меня была идея ознакомиться с вокзалом ст. Кострома – Новая, но по прибытии он оказался закрыт на ремонт. Возможно к следующей моей поездке в Кострому, ремонтные работы завершатся, и вокзал будет открыт, и я о нём обязательно опубликую статью.