Продолжаю "левый" цикл, навеянный моими опытами с левой рукой, которыми я уже делился с уважаемыми читателями. Ну и никак мне невозможно обойти стороной мою излюбленную тему - о Белом царе. Вспомнил я об одной интересной истории мессии-левши - Аода, которого Бог поставил судьей (царем) над Израилем. Интересно, что леворукость Аода в этой истории подчеркивается всвязи с его победой Аода как Белого царя на то время. Случайно ли это? Был ли Аод левша по рождению, или по особой боевой подготовке? И что все это значит для нас?
Мы прочтем историю, постараемся ее понять и извлечь для себя что-то драгоценное. Как Господь сказал: "Кто извлечет великое из ничтожного - будет как Мои уста!".
События, о которых идет речь, происходили 3 000 лет назад, еще в ветхозаветний период. А это значит, что для раскрытия полного смысла этой истории ее надо "перевести" на новозаветний, пророческий язык. И тогда история расскажет нам гораздо больше - она заговорит к нам. И сделать это - легко. Надо лишь рассматривать главный предмет истории - меч - не как орудие убийства, а в пророческом, христианском понимании: как орудие Слова. Апостол Павел напоминает: "и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" Ефесянам 6:17.
Так вот, история спасителя Аода должна читаться и читается как пророческая модель с этой поправкой: меч есть Слово Божие. В остальном же - это история Белого царя. История эта начинается такими словами: «Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа, и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян, за то, что они делали злое пред очами Господа. Он собрал к себе Аммонитян и Амаликитян, и пошел и поразил Израиля, и овладели они городом Пальм. И служили сыны Израилевы Еглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет» (Судей 3:12—14).
Моавитский царь Еглон, «человек очень тучный», почти 20 лет взимал с Израиля дань, которая стала для народа тяжелым и унизительным бременем (Судей 3:17). Все это пришло на народ - как наказание от Бога за грехи, за безверие, за пустой формализм религии, за несправедливость... В этой истории, и во всех историях судей в библейской книге Судей, говорится о том единственно возможном, что может спасти народ: покаяние и помазанный царь от Господа:
В Библии мы читаем: «Возопили сыны Израилевы к Господу, и Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева [Вениаминова], который был левша. И послали сыны Израилевы с ним дары Еглону, царю Моавитскому» (Судей 3:15).
Спасителя - то есть "мессию", "христа" (греч.). Не такого Спасителя, как Иисус Христос, Спаситель мира и Царь царей. Но спасителя (помазанника) "местного", который отображает в себе что-то очень важное относительно как Иисуса Христа, так и предтечи - Белого царя. Интересно, что единственной особенностью Аода, которую подчеркивает Библия, это его леворукость.
В колене Вениамина «было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Судей 20:16). Это были самые искусные воины, и их леворукость - врожденная или развитая - не просто давало им еще одну "боевую" руку, но особенным образом координировало их движения и мышление.
В 1 Паралипоменон 12:1, 2 тоже рассказывается о храбрых воинах из колена Вениамина, «правою и левою рукою бросавших каменья и стрелявших стрелами из лука». Такие способности обычно специально вырабатывали у будущих воинов - с детства. Воины всех армий мира обучены воевать с правшами. И их боевые навыки сводятся почти на нет в бою с воинами-левшами.
Вот и «Аод сделал себе меч». Это был короткий (чтобы легче спрятать) обоюдоострый меч. Такой, о котором Новый Завет последовательно говорит как об обоюдоостром мече Слова Божия. И вот, Аод «поднес дары Еглону, царю Моавитскому» (Судей 3:16, 17).
«Поднес Аод все дары и проводил людей, принесших дары» (Судей 3:18). Аод позволил своим людям уйти на безопасное расстояние от дворца Еглона. Чтобы кроме него никто не подвергся опасности. Аод вернулся во дворец Еглона один. С мечом, как мы сегодня сказали бы, "заряженным", мечем Слова Божия:
Аод «возвратился от истуканов, которые в Галгале, и сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь». Именно слово! У Белого царя-бродяги Аода есть Слово Божие для моавитского царя, правящего над его народом, над Божьим народом.
«Аод вошел к... [Еглону]: он сидел в прохладной горнице, которая была у него отдельно. И сказал Аод: у меня есть до тебя слово Божие». Аод пришел к царю, чтобы передать ему весть от Бога - он говорил о своем мече. Ожидая услышать весть от своего бога Маммоны, царь «встал со стула». Аод выхватил меч и вонзил его Еглону в живот, «так что вошла за острием и рукоять, и тук закрыл острие... (Судей 3:20—22).
Говоря пророческим языком, Белый царь сразил "престолоблюстителя" в народе Божием - Словом Божиим. Обоюдоострым мечем слова Божия. Какие это будет иметь последствия для престолоблюстителя? Возможны два варианта толкования этого пророчества - пробудится наместник или нет - и пророчества не уточняют, а остаются условными - в зависимости от выбора, от воли человека... Кстати, оба варианта толкования живо представил Толкиен во Властелине колец.
Я уже неоднократно говорил о том, что Толкиен писал не фэнтази, как принято считать среди обывателей, а пророческие притчи. Пророчества были не его - это были в первую очередь библейские пророчества. В том числе о предтече, Белом царе - чей образ Толкиен любовно вывел в Арагорне.
Так вот, первый вариант "новозаветнего" толкования модельного пророчества Аода - это когда Гендальф Белый (!) своим словом и своим посохом освобождает царя Теодена от злых чар Гнилоуста и Сарумана. И царь Теоден, вместе с Арагорном, побеждает в войне с Вавилоном Сарумана.
Второй вариант сценарий Толкиен дает более грустный - в образе наместника Денетора. Гендальф Белый тоже пришел к нему со Словом, и с посохом силы. Но Денетор не принял этого слова. И закончил очень плохо.
Да, в Библии "умереть" - не всегда плохо. Апостол Павел напоминает: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим. 6, 3). Крещение, совершенное даже давно, становится для каждого уверовавшего новым приобщением к смерти Господа. Мы заживо умираем с Ним, оживаем (как Теоден от кошмарного сна) и живем уже обновленной жизнью. Поэтому и мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4). Как Христос умер и воскрес, так и мы умираем и воскресаем вместе с Ним - когда принимаем Евангелие Христа.
Так что современный Аод, которому Господь уготовал быть царем, кует и острит не меч революции и кровопролития, а обоюдоострый меч Слова. Потому что только этим мечом можно одержать победу Белого царя.
Аод созвал свой народ и сказал: «Идите за мною, ибо предал Господь врагов ваших Моавитян в руки ваши... Так смирились в тот день Моавитяне пред Израилем, и покоилась земля восемьдесят лет» (Судей 3:25—30).
Выводы
Случившееся во дни Аода мы читаем сегодня как еще одну важную, повторяющуюся в Библии модель прихода и победы Белого царя - через силу Слова Божия. Но почему именно Аод? Почему левша? Я думаю, что здесь Бог приоткрывает перед нами глубины мудрости. Левая рука - она ближе к сердцу. Меч Слова исходит, таким образом, не от ума, не от знания, но от сердца. Слово Божие в руках человека, сердце которого горит любовью к Богу и человекам, а руки которого упражняются с мечом Слова - это великая сила, как напоминает нам апостол Павел:
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные." Евреям 4:12
Вот с таким обоюдоострым мечом у сердца и придет Белый царь.
Действия Аода увенчались успехом не потому, что у него были какие-то особые таланты левши. Бог был с ним. Освобождая свой народ, Аод действовал в согласии с непреложной волей Бога, и Бог поддерживал его. Аода воздвиг Бог, «и когда Господь воздвигал... [своему народу] судей, то Сам Господь был с судьею» (Судей 2:18; 3:15).
Христианская леворукость - это Слово Божие в сердце, а наш меч - это Слово Божие с любовью преподанное к тем, кто вокруг нас. Сим победиши! Победа Давида, как Белого царя, во многом зависела от поддержки его бесстрашных леворуких воинов, которые все потом сделались капитанами его армий. Остри свой меч!