С конца XVI века в истории Оттоманской империи наступил «период остановки», когда турки прекратили свои завоевания, что объясняется разложением их военно-ленной системы. Период военного равновесия турок и их противников длился почти сто лет, после чего Оттоманская империя стала терпеть поражение за поражением. Попытки многочисленных реформ давали лишь временный результат. Султаны и визиры видели насколько их империя отстала от европейских стран в экономической и военной сферах, поэтому решено было пригласить европейцев для модернизации страны.
Занялся этим султан Махмуд II(1875-1839 гг.), который любил себя сравнивать с российским императором Петром Великим. Турки пригласили для обучения армии германских инструкторов, среди которых был прусский офицер, будущий германский фельдмаршал, Гельмут фон Мольтке. В экономической сфере также произошли преобразования - в 1838 г. Англия, Франция и Порта подписали конвенции, которые закрепляли низкую пошлину на ввозимые в Оттоманскую империю иностранные товары - 5 %. У англичан был особый интерес - им некуда было продавать свою избыточную продукцию, т. к. французы полностью запретили ввоз текстильных изделий и пряжи из-за границы, а германские государства образовали таможенный союз, который поддерживал свою промышленность высокими пошлинами. Короче говоря, Европа была уже поделена, поэтому крупные промышленные страны обратили свои взоры на восток.
В результате европейская продукция хлынула на рынок оттоманской империи, полукустарная промышленность которой не могла соперничать более дешевыми товарами фабричного производства. Все это стало приводить к медленному разрушению турецкой экономики. Если в начале XIX веке в Сирии, входившей в Оттоманскую империю, было 50 тыс. шелкоткацких станков, то в 1840-е годы осталось 2,5 тыс. На Балканах в Скутарии и Тырнове число ткацких мастерских сократилось с 2 тыс. до 200 единиц. Резко снизилось производство тканей в центре турецкого шелководства - в Брусе, в главных пунктах шерстоткацкого ремесла Анатолии - в Анкаре и Диярбекире. Через каких-то 10 лет после «реформ» турецкая промышленность была фактически разрушена, и страна превратилась в «сырьевой придаток» - теперь из Турции по дешевке вывозили только сырье.
Мало того, египетский паша, который подчинялся султану, отказался признавать англо-турецкое соглашение о введении 5 % пошлины. Поэтому англичане подтолкнули Махмуда II выступить против строптивого египетского паши Мехмеда Али в июне 1839 г. Результат оказался плачевным - реорганизованная немцами армия 24 июня оказалась разбита, а через несколько дней султан Махмуд IIумер, правда, так и не узнав о поражении.
Новые оттоманские султаны никаких уроков от «дружбы» с европейцами не извлекли, поэтому в дальнейшем империя попала в экономическую, политическую и военную зависимость, став фактически полуколонией.
Уже в 1854 г. Оттоманская империя получила от англичан первый внешний заем, а законом 1856 г. иностранцам разрешалось владеть в империи недвижимостью. В том же году был основан Оттоманский банк, капитал которого принадлежал англичанам (!). Основанный до этого в 1848 г. турецкий Константинопольский банк в 1851 г. стараниями иностранцев был доведен до банкротства. Оттоманский банк, управляемый англичанами, а с 1863 г. и французами, имел огромные права: эмиссию денег, не платить налоги и сборы, открывать по всей стране филиалы, т. е. фактически был государственным банком под управлением иностранцев.
Иностранцам с 1856 г. предоставлялись концессии на строительство железных дорог, которые представляли собой фактически подъездные пути для обслуживания иностранной торговли, т. е. от мест добычи сырья до морских портов. При этом по условиям соглашения турки обязаны были обеспечивать «километровую гарантию», т. е. платить концессионерам определенную сумму с каждого километра ж/д пути, независимо от дохода с реальных перевозок. При такой системе иностранцы получали прибыль, не заботясь о повышении доходности, улучшении подвижного состава и др. Забавно то, что турецкое правительство не имея денег для уплаты «километровой гарантии», предоставляло иностранцам сбор налогов с населения, живущего вблизи железнодорожных путей.
Из-за постоянных войн, а также из-за хозяйничанья иностранцев в экономике внешний долг Оттоманской империи стремительно возрос. Если в 1854 г. он составлял 75 млн. франков, то к 1870 году составлял уже 2,5 млрд. франков, при этом 1 млрд. франков из этой суммы составляли проценты и амортизация. В 1875 г. правительство объявило, что сможет уплачивать лишь половину причитающихся процентов от внешнего долга, а в 1879 г., когда долг составил уже 5,3 млрд. франков, страна была объявлена полным банкротом. Через несколько лет было организовано «Управление оттоманского государственного долга», которое управлялось англичанами, французами, германцами, австрийцами и итальянцами, а турки имели совещательный голос. Это управление для погашения сниженного вдвое долга (за счет отказа от сумм от «набежавших» процентов и амортизации) имело исключительное право взимать налоги и сборы с табака, спирта, «герба», таможни и других самых доходных сфер деятельности. К услугам Управления была приставлена турецкая полиция и государственный аппарат.
Следует указать на одну из причин слабости турецкой экономики. Ее сформулировал Ф. Энгельс: «…Турецкое, как и всякое другое восточное владычество несовместимо с капиталистическим строем; извлеченная прибавочная стоимость ничем не обеспечена от хищных рук сатрапов и пашей; нет налицо первого основного условия буржуазного приобретения - обеспечения личности купца и его собственности». Т. е. фактически аборигены-капиталисты были слабы перед поборами местных чиновников, которые, в свою очередь, опасались брать взятки у иностранцев. Ведь иностранцы, кстати, были даже неподсудны турецким законам. Кстати, наиболее экономически активное население Оттоманской империи были вовсе не турки, а греки и армяне.
К кануну Первой Мировой войны внешний долг Оттоманской империи составлял 3,3 млрд. франков, причем проценты по долгу и его амортизация поглощали значительную часть государственного бюджета. Баланс внешней торговли сводился с большим дефицитом, который составлял, например, в 1913 г. - 19,4 млн. лир или 440,4 млн. франков. Чтобы поправить свое положения турки вступили в Первую Мировую войну на стороне Германии.
#история
#турция
#оттоманская империя
#политика
#капитализм
Автор ни коим образом не разделяет какие-либо идеологии и материал не является пропагандистским.