"Первая волна сбивает тебя с ног, и ты катишься, катишься, катишься, но не захлебываешься, даже если стараешься захлебнуться. Вторая волна подстерегает тебя, когда пытаешься встать на четвереньки, и во рту становится солоно, но ты ещё жив, даже если уже готов умереть. Третья волна накрывает тебя с головой, и ты думаешь: это и есть конец... Но четвертая волна уносит тебя в открытое море, и ты вспоминаешь, что всегда был рыбой." © Макс Фрай. "Гнёзда Химер"
Творчество Макса Фрая всегда было для меня чем-то вроде живой воды, способной вернуть веру в мир вокруг. Когда любому оптимизму приходил конец и казалось, что все плохо и никогда не станет лучше, я осознавала, что пора брать с полки одну из книг в ярких обложках и читать, пока не станет лучше.
В августе, когда преодоление тетралогии про Эрагона заставило меня ощутить себя вымотанной вконец, я поняла: в моем личном списке литературы "Гнёзда Химер" должны быть срочно перенесены с "потом" на "сейчас". Как утопающий цепляется за соломинку, я ухватилась за эту историю.
Первые же страницы заставили меня окунуться с головой в ностальгию: старый добрый сэр Макс, тот самый Макс, пусть даже и немного другой. Наверное, я мгновенно поняла, как все это время мне не хватало историй про Ехо, как мне не хватало Тайного Сыска.
«Поэтому так тоскуешь о месте, которое называешь домом. Твой дом там, где тебя любят. Ты очень просто устроен.» © Макс Фрай. "Гнёзда Химер"
Наверное, так и нужно читать эти книги - с чувством безумной любви к Ехо и с бесконечным желанием туда вернуться. Тогда внутреннее состояние читателя совпадет с состоянием героя.
Мир, окружающий теперь Макса, трудно назвать приятным и дружелюбным. Я бы даже сказала, он гиперболизированно уродлив, и сам Макс только усугубляет ситуацию: для него Мир Хомана - это место, где он оказался не по доброй воле, потому, что логично, герой его не любит, не может полюбить. Макс скучает по дому. И его глазами мы видим вдвойне ужасную картину.
Но все меняется в тот миг, как в Макса влюбляется ветер. С того самого дня постепенно восприятие героя изменяется в лучшую сторону, и Макс начинает видеть, что все не так уж и плохо.
Автор строит повествование необычным образом - от худшего к лучшему, и это позволяет читателю пройти тот же путь, который проходит и Макс - от отвращения к Миру до теплоты и принятия. Но ничто не может изменить то чувство облегчения, пришедшее в миг, когда Макс возвращается. Ты будто выныриваешь из кошмара вместе с ним. Правда, от ветра влюбленного не убежать и не скрыться, он останется верным спутником и напоминанием о том, что где-то там, далеко-далеко в другом мире, есть дом, в который можно вернуться, время в котором замерло в ожидании возвращения хозяина.
И порой – совсем редко, но это все-таки случается! – мне удается ощутить на щеке не жаркое дыхание пламени, а холодное дуновение далекого древнего ветра, с которым я, трусливый болван, даже не попрощался, перед тем как сбежать от его чудес.
«Овётганна», – тихо говорю я, не веря в собственную удачу, и тогда ветер небрежно взъерошивает мои волосы. Дескать, дурак ты, конечно, Ронхул Маггот, – ну да какой есть, что с тобой делать!
© Макс Фрай. "Гнёзда Химер"
"Гнезда Химер" - это две книги - "Хроники Хугайды" и "Хроники Овётганны". Это история, рассказанная дважды, двумя ветрами - ветром ночным и ветром дневным. Но в принципе суть ее остается прежней. То есть, два этих тома в принципе идентичны, за исключением некоторых деталей на уровне редакторских правок. И, конечно же, меняется имя ветра.
Но было и то, что выбило меня из колеи. Сноски. Мне кажется, они уничтожают всех, особенно, если занимают половину страницы. Автор рассказывает о мире через них, знакомя читателя в том числе и с понятиями, с которыми мы не столкнемся на протяжении всей истории никогда. Может быть, это было просто желание поделиться каждой деталью. К концу книги мне стало казаться, что Макс Фрай немного подшучивает надо всеми, потому что, очевидно, немалое число читателей просто начнут пропускать эти пояснения. И даже, быть может, пропустят сто страниц приложения.
Я без ума от Фрая, и потому мне так трудно объективно рассмотреть каждый из аспектов. Я осознаю, что история очень на любителя, что она мрачнее и местами даже грубее ярких историй про Ехо. Но мне она, пожалуй, понравилась. В ней есть тот неуловимый настрой, который свойственен автору и который я так люблю. Но лучше будет, если человек незнающий начнет знакомство с творчеством Макса Фрая с других книг, пройдет через циклы про Ехо, прочтет сборники рассказов. Тогда он сумеет проникнуться атмосферой мира Хомана в полной мере, как и случилось со мной.
Эта трава шепнула мне, что ей очень хочется попутешествовать между Мирами. Такие просьбы следует уважать, но помочь траве вырасти в другом Мире – это даже мне не под силу… И тут я вспомнил о тебе. Не забудь посадить семена, когда вернешься домой. В этом Мире ты получил куда больше любви, чем заслуживал, – а тут такой шанс вернуть хоть часть долга!
– Конечно, я посажу семена, – улыбнулся я, бережно принимая мешочек. – Трава захотела отправиться в путешествие – это надо же!
– А чем трава хуже тебя? – проворчал Вурундшундба. – Думаешь, такое это великое достижение – родиться человеком?..
© Макс Фрай. "Гнёзда Химер"