О возникновении села информации удалось разыскать немного. В конце XVI начале XVII веков идет активное заселение и освоение земель на Самарской Луке, появляются постоянные селения. Так в 1644 году земли здесь в счет поместного оклада получает самарский дворянин Василий Порецкий и по данным переписи 1646 года, на них уже были устроены селения Моркваши и Осиновый Буерак. Первыми поселенцами стали русские, это была маленькая деревушка населённая крепостными крестьянами, их по переписи 1646 года значилось 7 человек. Нужно иметь в виду, что тогда учитывали только лица мужского пола облагаемых податями, включая детей.
Многое на Луке овеяно легендами не исключением стал и этот храм.
Говорят, будто была возведена церковь на месте развалин старого булгарского храма. Построена она в 1714 году, главный престол был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Возведён храм на средства князя Александра Даниловича Меньшикова в признательность чудесного его спасения святым. По его рассказам, во время разыгравшегося на Волге шторма он чуть было не утонул и был спасён только благодаря помощи Николая Чудотворца, а произошло это событие напротив села Осиновка.
Во времена советской власти в попытках снести церковь её взрывали четыре раза, но могучие стены выстояли.
Из частично разрушенных стен пристроя с северной стороны видны выступающие наружу кованные железные связи, которыми армировалась кирпичная кладка.
Стены притвора церкви разрушены, заполнив его внутреннее пространство и осыпавшись наружу, густо поросшие степными травами руины, они немым укором преграждают путь.
Миновав притвор, попадаешь в просторную трапезную, с северной стороны открывается придел, возможно здесь располагалась крещальня предназначенная для проведения обрядов крещения, или дополнительное помещение, с алтарем освещенное во имя Пророка Иоанна Крестителя.
Через просторный арочный портал попадаешь в среднюю часть храма, его нижний ярус ограниченный со всех сторон четырьмя стенами образует куб.
В храмовой архитектуре все символично и подчинено своим каноническим традициям формирующимся с ветхозаветных времен, от построенной по образу увиденному Моисеем на горе Синай скинии. Рассматривая храм интересно читать в символизме форм, объемов и его росписи архитектурное воплощение прообраза гармоничного мира, созданного Богом, и будущего Царства Небесного. Куб нижнего яруса символизирует земную часть бытия, каждая из стен соответствует одной из сторон света. Средний ярус исполнен восьмигранным световым барабаном, увенчанным шатром купола храма символизирующий небо. Таким образом, композиция средней части воплощает основную мысль христианского учения о единении духовного и земного. Само здание строго ориентировано по сторонам света, оно обращено на восток. Западная часть вместе с папертью и притвором воплощает символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, вовремя службы там стоят готовящиеся принять веру, кающиеся и недопущеные к причащению. В восточной же части, в полукруглой апсиде расположена главная часть храма - алтарь. Он устраивается выше других частей храма, своим возвышением он символизирует небо, здесь расположен святой Престол, где незримо присутствует сам Господь. Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, выражает мысль о неразрывной связи, существующей посредством молитвенной помощи, изображенных на иконах святых.
К сожалению сейчас не оценить великолепие убранства храма, его роспись утрачена, лишь в нескольких местах на частично сохранившиеся фресках угадываются образы святых.
Три арки, ведущие в алтарь, здесь в иконостасе было три двери, центральная широкая двустворчатая Царские врата, символизирующие собой врата Рая, через них во время главного христианского богослужения литургии выносятся Святые Дары Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Северные и южные врата используются служителями церкви для входа в алтарь во время священнодействия и обрядов богослужения.
В алтарной апсиде три окна в ознаменовании света Святой Троицы, центральное, что сейчас кажется входом, раньше так же было окном. Сквозь частично разрушенный свод абсиды в алтарную часть заливает свет. Кто-то принес свои иконы, это значит и в таком состоянии храм несет свое предназначение, общение человека с Богом.
Осматривая фасад храма можно только представить его былую красоту. Центральный вход, практически не сохранившийся, также как и боковые входы был оформлен двух колонным портиком, завершающейся фронтоном. Сейчас в целости можно наблюдать оформление только южного входа.
При осмотре оконных проемов основного объема храма, его средней части, можно отметить различие в их оформлении нижнего и верхнего яруса.
Триста лет минуло, не обошли стороной годы гонений и безверия, оставив на теле храма неизгладимые следы, но до сих пор стоят намоленные стены и даже в таком полуразрушенном состоянии церковь производит сильные впечатления.