Автор Л. Г. Розанова-Свердловская
Имя баронессы С. В. Дараган лишь вскользь упоминается в печатных изданиях и то в связи с ее современниками, хотя общественная деятельность Софьи Владимировны Дараган на благо России и Ялты, охватывающая период в более чем 40 лет, заслуживает особого внимания.
Девичья фамилия Софьи Владимировны - Змеева (или Змеова). Родилась она в 1843 году в семье поручика Владимира Петровича Змеева и Анны Николаевны Бешенцовой. Ее отец в 31 год стал Мышкинским уездным предводителем дворянства, затем в течение 7 лет был Кашинским мировым посредником. В последние годы жизни занимался коннезаводством в Тверской губернии. Дожил он до 64 лет, оставив после себя многочисленное потомство. Сын его Петр умер 10 лет от роду (1832-1842), Николай (р. 1830) служил в Лейб-гвардии Конной артиллерии, Василий родился в 1834 г. А еще в семье было 4 дочерей. Это им достанется в наследство имение в деревне Курьяки Рожаловской волости Мологского уезда Ярославской губернии. Все дочери к моменту смерти отца в 1869 году уже были замужем. Мария (р. 1839) – за Лесевицким, Наталья (р.1829) – за коллежским советником Николаем Кононовичем Беркутом, Вера (р.1836) – за доктором Павловым. Что касается Софьи, то известно только, что она вышла замуж за Михаила Николаевича Дарагана. Ее муж родился в 1836 г. в семье полковника в с. Богодуховка, где кроме него было 5 братьев и сестер.
Баронесса Дараган поселилась в Ялте, вероятно, по состоянию здоровья около 1875 года. Ей было 32 года. К этому времени в окрестностях Ялты баронессой Марией Петровной Фредерикс и Марфой Степановной Сабининой, бывшей учительницей музыки дочери Александра II, была открыта Благовещенская Община сестер милосердия, где и стала работать Софья Дараган. Первое упоминание о С. В. Дараган - это 1876 год и ее отъезд в качестве сестры милосердия на Сербско-турецкую войну с подругами М. Фредерикс и М. Сабининой, которые везли в Сербию все необходимое для лазарета на 100 коек. Впервые в истории России на войну ехали сестры милосердия! Они оказывали помощь тяжелораненым, помогали врачам накладывать повязки. Среди них была и Софья Дараган. В Сербии она проработала в отряде Сабининой с 15 августа по 18 ноября.
Не прошло и полугода, как в апреле 1877 С. В. Дараган опять едет с подругами на войну, теперь уже - Русско-турецкую, в Румынию. Вместе с ними на театре военных действий находилось около 1500 сестер милосердия из России. В этот раз Софья Дараган ухаживает за ранеными в санитарном поезде, в котором могло находиться от 600 до 750 человек и только 2 - 3 сестры милосердия. Чтобы справиться с огромным количеством раненых и больных им приходилось работать по 15-18 часов в день.
Император Александр II в полной мере оценил бескорыстное и добровольное служение русских сестер милосердия на театре военных действий, наградив их медалями. В числе прочих и Софье Владимировне Дараган была выдана медаль, учрежденная в память об этой войне. На медали было написано: «Не нам. Не нам, а имени твоему».
То, что сделали для женщин России сестры милосердия, фельдшерицы, слушательницы женских врачебных курсов, которые ехали на этот раз с официального разрешения императора, трудно переоценить. После окончания войны Александр II признал за женщиной право получать звание врача и заниматься самостоятельной практикой и в мирное время!
По возвращении в Крым осенью 1878 г. баронесса Дараган продолжила свою работу в Благовещенской Общине, где оказывалась бесплатная медицинская помощь людям больным туберкулезом и не имевшим средств на лечение.
Лето 1880 г. баронесса Фредерикс и Сабинина проводили в Ялте на даче у баронессы Дараган. Здесь в августе их посетил цесаревич (будущий царь Александр III) с женой Марией Федоровной. Они долго разговаривали о пережитой ими войне, о доблести русских воинов, о работе сестер милосердия. Во время беседы вошла Софья Владимировна, и Александр Александрович сразу же узнал в ней сестру милосердия, которую он видел на войне, хотя в Рущукском отряде, находившимся под его командованием, и было 130 сестер милосердия. Баронесса Фредерикс тотчас же представила Софью Владимировну Дараган цесаревичу.
Именно здесь, в ее доме, Мария Федоровна объявила, что берет Благовещенскую Общину под свое покровительство. В мае месяце не стало императрицы Марии Александровны, которая была Высочайшей Покровительницей Общины, открывала Общину в 1875 году, помогала собирать средства и сама жертвовала крупные суммы на функционирование Благовещенской Общины. Через полгода, в марте 1881 г., Мария Федоровна стала императрицей и, таким образом, Высочайшее покровительство над Благовещенской Общиной сестер милосердия сохранилось.
В самый тяжелый период жизни М. Сабининой, после зверского убийства ее матери и сестер в 1882 г., Софья Владимировна принимала подруг у себя в доме. А когда в 1892 г. Сабинина скончалась, баронесса Дараган включилась в работу по руководству Благовещенской Общиной сестер милосердия вместе с баронессой М. Ф. Фредерикс, и это продолжалось вплоть до 1902 г., пока имение "Джемиет" не было продано Министерству Императорского Двора. С 1909 г. она активно работала в Комитете Общества Красного Креста, являлась его членом.
По всей видимости, детей у Софьи Владимировны не было, и всю свою любовь она перенесла на чужих детей. В своем доме на Суворовской улице (ныне ул. Красноармейская) в двух комнатах 8 ноября 1895 года она открыла «Ясли Заречья» для детей рабочих и была их заведующей. Баронесса Дараган хотела облегчить жизнь матерей, которые должны были зарабатывать хлеб насущный, и Ясли как раз и приняли на себя заботу о детях работающих женщин Заречья и Аутки. Неоценимую помощь оказывали денным яслям баронесса М. Фредерикс, М. Чуйкевич, М. Лаппо-Данилевская, княгиня М. Барятинская. Сначала в яслях было 10 детей от двух до 8 лет, потом 25 и, наконец, к 1914 г. - 44.
Ялтинские дамы, чтобы изыскать средства для Яслей, устроили, например, в 1909 году трехдневный карнавал в Ялте с морскими гонками, состязаниями в плавании с выдачей призов, вечерним концертом исполнительниц цыганских романсов Насти Поляковой и Вари Паниной, игрой двух оркестров, фейерверком, а баронесса Дараган продавала билеты на это мероприятие в кондитерской Флорена на Набережной. Вход в сквер стоил - 1 р. Были и особые места вблизи беседки от 2 до 5 руб. Вырученные заведующей деньги пошли на нужды приюта.
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
Кроме Яслей Заречья баронесса открыла воскресную мужскую школу для рабочих и крестьян и стала заведующей школой и вечерними при ней классами. Потом стала добиваться учреждения женской школы. И в 1905 г. ей это было разрешено. Но тут возникло много трудностей: не было помещения, достаточных материальных средств, нужного количества учащихся и персонала, и поэтому женскую школу объединили с мужской – и это при том, что в Ялте образование мальчиков и девочек было раздельным! Однако такое обучение просуществовало недолго – всего каких-то 6 лет – до февраля 1911 года.
В 1910-11 году в школе занималось 268 человек (193 мужчины и 75 женщин). Возраст у них был разный - от 12 лет до 31. При приеме в школу были и неграмотные, но их было меньшинство. Сначала занятия проходили в помещении городского Кирилло-Мефодиевского начального училища на Гоголевской ул. Оно было предоставлено воскресной школе бесплатно горуправой, которая к тому же выделяла и какие-то на это средства. Занятия же в летнее время проходили в двух комнатах дома заведующей школой баронессы Дараган.
В школе было 9 преподавателей: 3 из них окончили высшие учебные заведения, 4 – средние учебные заведения, а 2 преподавателя имели неоконченное среднее учебное заведение.
В школе преподавали: Закон Божий, русский язык, арифметику, гигиену, техническое черчение, бухгалтерию, чтение, географию, естествознание, сельское хозяйство, пение. Большее число уроков было по русскому языку и арифметике. По русскому языку учились по букварю Вахтерова, писали диктанты по Смирновскому, для объяснительного чтения пользовались книгой для взрослых Алчевской. Правописанием занимались по Некрасову. По арифметике решали задачи по Юревичу, Евтушевскому и Верещагину.
Кто же посещал эту школу? - плотники, прислуга, столяры, штукатуры, портнихи и портные, чернорабочие, печники, гладильщики, приказчики, домохозяйки, моряки, ремесленники, писцы, слесаря, маляры, сапожники, повара, шляпники, 2 учителя греческого языка. Были и наборщик, конторщик, садовник, певчий, бондарь, стекольщик, извозчик, даже скульптор. Больше всего тех, кто жаждал учиться, было плотников – 47 человек и прислуги – 40. По сословному положению преобладали крестьяне – 163 человека. Далее шли мещане -39 человек, казаков -28, греческих подданных – 14, дворян – 3, 2 турецкоподдданных. По вероисповеданию больше всего было православных -247 , далее шли представители других религий.
В воскресенье занятия начинались в 9.30 и заканчивались в 3 часа. В другие дни занимались в вечернее время от 20 до 22 часов вечера.
Для учащихся школы проводились бесплатные концерты – например, в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости или вокально-литературный вечер со сценами из «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого, а также из А. Чехова - шутка «Предложение». Сбор от концерта – 52 рубля поступил на нужды воскресной школы.
Последнее, что сделала для своей подруги баронесса Фредерикс перед своей смертью в 1903 году – она написала письмо Николаю II, умоляя не оставлять баронессу Дараган без помощи - и, действительно, из Кабинета Его Императорского Величества для баронессы было назначено ежегодное негласное пособие в 1200 руб. в год. Вот то малое, что сделало государство для Софьи Владимировны Дараган, которая спасала жизнь раненым и увечным на войне в Сербии и Румынии, лечила больных туберкулезом в Благовещенской Общине, а бедных и неимущих ялтинцев обучала грамоте, помогая им получать образование.
Как сложилась жизнь баронессы Дараган после Великой войны – мы пока не знаем.