Найти тему

Деятельность С. В. Дараган на благо России и Ялты

Автор Л. Г. Розанова-Свердловская

Имя баронессы С. В. Дараган лишь вскользь упоминается в печатных изданиях и то в связи с ее современниками, хотя общественная деятельность Софьи Владимировны Дараган на благо России и Ялты, охватывающая период в более чем 40 лет, заслуживает особого внимания.

Дом С. В. Дараган в Ялте по Суворовской, 6 (ныне ул. Красноармейская). Дом не сохранился
Дом С. В. Дараган в Ялте по Суворовской, 6 (ныне ул. Красноармейская). Дом не сохранился

Девичья фамилия Софьи Владимировны - Змеева (или Змеова). Родилась она в 1843 году в семье поручика Владимира Петровича Змеева и Анны Николаевны Бешенцовой. Ее отец в 31 год стал Мышкинским уездным предводителем дворянства, затем в течение 7 лет был Кашинским мировым посредником. В последние годы жизни занимался коннезаводством в Тверской губернии. Дожил он до 64 лет, оставив после себя многочисленное потомство. Сын его Петр умер 10 лет от роду (1832-1842), Николай (р. 1830) служил в Лейб-гвардии Конной артиллерии, Василий родился в 1834 г. А еще в семье было 4 дочерей. Это им достанется в наследство имение в деревне Курьяки Рожаловской волости Мологского уезда Ярославской губернии. Все дочери к моменту смерти отца в 1869 году уже были замужем. Мария (р. 1839) – за Лесевицким, Наталья (р.1829) – за коллежским советником Николаем Кононовичем Беркутом, Вера (р.1836) – за доктором Павловым. Что касается Софьи, то известно только, что она вышла замуж за Михаила Николаевича Дарагана. Ее муж родился в 1836 г. в семье полковника в с. Богодуховка, где кроме него было 5 братьев и сестер.

Баронесса Дараган поселилась в Ялте, вероятно, по состоянию здоровья около 1875 года. Ей было 32 года. К этому времени в окрестностях Ялты баронессой Марией Петровной Фредерикс и Марфой Степановной Сабининой, бывшей учительницей музыки дочери Александра II, была открыта Благовещенская Община сестер милосердия, где и стала работать Софья Дараган. Первое упоминание о С. В. Дараган - это 1876 год и ее отъезд в качестве сестры милосердия на Сербско-турецкую войну с подругами М. Фредерикс и М. Сабининой, которые везли в Сербию все необходимое для лазарета на 100 коек. Впервые в истории России на войну ехали сестры милосердия! Они оказывали помощь тяжелораненым, помогали врачам накладывать повязки. Среди них была и Софья Дараган. В Сербии она проработала в отряде Сабининой с 15 августа по 18 ноября.

Марфа Степановна Сабинина
Марфа Степановна Сабинина

Не прошло и полугода, как в апреле 1877 С. В. Дараган опять едет с подругами на войну, теперь уже - Русско-турецкую, в Румынию. Вместе с ними на театре военных действий находилось около 1500 сестер милосердия из России. В этот раз Софья Дараган ухаживает за ранеными в санитарном поезде, в котором могло находиться от 600 до 750 человек и только 2 - 3 сестры милосердия. Чтобы справиться с огромным количеством раненых и больных им приходилось работать по 15-18 часов в день.

 Мария Петровна Фредерикс
Мария Петровна Фредерикс

Император Александр II в полной мере оценил бескорыстное и добровольное служение русских сестер милосердия на театре военных действий, наградив их медалями. В числе прочих и Софье Владимировне Дараган была выдана медаль, учрежденная в память об этой войне. На медали было написано: «Не нам. Не нам, а имени твоему».

Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878»
Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878»

То, что сделали для женщин России сестры милосердия, фельдшерицы, слушательницы женских врачебных курсов, которые ехали на этот раз с официального разрешения императора, трудно переоценить. После окончания войны Александр II признал за женщиной право получать звание врача и заниматься самостоятельной практикой и в мирное время!

По возвращении в Крым осенью 1878 г. баронесса Дараган продолжила свою работу в Благовещенской Общине, где оказывалась бесплатная медицинская помощь людям больным туберкулезом и не имевшим средств на лечение.

Лето 1880 г. баронесса Фредерикс и Сабинина проводили в Ялте на даче у баронессы Дараган. Здесь в августе их посетил цесаревич (будущий царь Александр III) с женой Марией Федоровной. Они долго разговаривали о пережитой ими войне, о доблести русских воинов, о работе сестер милосердия. Во время беседы вошла Софья Владимировна, и Александр Александрович сразу же узнал в ней сестру милосердия, которую он видел на войне, хотя в Рущукском отряде, находившимся под его командованием, и было 130 сестер милосердия. Баронесса Фредерикс тотчас же представила Софью Владимировну Дараган цесаревичу.

Именно здесь, в ее доме, Мария Федоровна объявила, что берет Благовещенскую Общину под свое покровительство. В мае месяце не стало императрицы Марии Александровны, которая была Высочайшей Покровительницей Общины, открывала Общину в 1875 году, помогала собирать средства и сама жертвовала крупные суммы на функционирование Благовещенской Общины. Через полгода, в марте 1881 г., Мария Федоровна стала императрицей и, таким образом, Высочайшее покровительство над Благовещенской Общиной сестер милосердия сохранилось.

В самый тяжелый период жизни М. Сабининой, после зверского убийства ее матери и сестер в 1882 г., Софья Владимировна принимала подруг у себя в доме. А когда в 1892 г. Сабинина скончалась, баронесса Дараган включилась в работу по руководству Благовещенской Общиной сестер милосердия вместе с баронессой М. Ф. Фредерикс, и это продолжалось вплоть до 1902 г., пока имение "Джемиет" не было продано Министерству Императорского Двора. С 1909 г. она активно работала в Комитете Общества Красного Креста, являлась его членом.

По всей видимости, детей у Софьи Владимировны не было, и всю свою любовь она перенесла на чужих детей. В своем доме на Суворовской улице (ныне ул. Красноармейская) в двух комнатах 8 ноября 1895 года она открыла «Ясли Заречья» для детей рабочих и была их заведующей. Баронесса Дараган хотела облегчить жизнь матерей, которые должны были зарабатывать хлеб насущный, и Ясли как раз и приняли на себя заботу о детях работающих женщин Заречья и Аутки. Неоценимую помощь оказывали денным яслям баронесса М. Фредерикс, М. Чуйкевич, М. Лаппо-Данилевская, княгиня М. Барятинская. Сначала в яслях было 10 детей от двух до 8 лет, потом 25 и, наконец, к 1914 г. - 44.

Ялтинские дамы, чтобы изыскать средства для Яслей, устроили, например, в 1909 году трехдневный карнавал в Ялте с морскими гонками, состязаниями в плавании с выдачей призов, вечерним концертом исполнительниц цыганских романсов Насти Поляковой и Вари Паниной, игрой двух оркестров, фейерверком, а баронесса Дараган продавала билеты на это мероприятие в кондитерской Флорена на Набережной. Вход в сквер стоил - 1 р. Были и особые места вблизи беседки от 2 до 5 руб. Вырученные заведующей деньги пошли на нужды приюта.

Дом баронессы Дараган по Суворовской ул. (ныне ул. Красноармейская). Их архива А. Удоденко
Дом баронессы Дараган по Суворовской ул. (ныне ул. Красноармейская). Их архива А. Удоденко

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

Кроме Яслей Заречья баронесса открыла воскресную мужскую школу для рабочих и крестьян и стала заведующей школой и вечерними при ней классами. Потом стала добиваться учреждения женской школы. И в 1905 г. ей это было разрешено. Но тут возникло много трудностей: не было помещения, достаточных материальных средств, нужного количества учащихся и персонала, и поэтому женскую школу объединили с мужской – и это при том, что в Ялте образование мальчиков и девочек было раздельным! Однако такое обучение просуществовало недолго – всего каких-то 6 лет – до февраля 1911 года.

В 1910-11 году в школе занималось 268 человек (193 мужчины и 75 женщин). Возраст у них был разный - от 12 лет до 31. При приеме в школу были и неграмотные, но их было меньшинство. Сначала занятия проходили в помещении городского Кирилло-Мефодиевского начального училища на Гоголевской ул. Оно было предоставлено воскресной школе бесплатно горуправой, которая к тому же выделяла и какие-то на это средства. Занятия же в летнее время проходили в двух комнатах дома заведующей школой баронессы Дараган.

В школе было 9 преподавателей: 3 из них окончили высшие учебные заведения, 4 – средние учебные заведения, а 2 преподавателя имели неоконченное среднее учебное заведение.

В школе преподавали: Закон Божий, русский язык, арифметику, гигиену, техническое черчение, бухгалтерию, чтение, географию, естествознание, сельское хозяйство, пение. Большее число уроков было по русскому языку и арифметике. По русскому языку учились по букварю Вахтерова, писали диктанты по Смирновскому, для объяснительного чтения пользовались книгой для взрослых Алчевской. Правописанием занимались по Некрасову. По арифметике решали задачи по Юревичу, Евтушевскому и Верещагину.

Кто же посещал эту школу? - плотники, прислуга, столяры, штукатуры, портнихи и портные, чернорабочие, печники, гладильщики, приказчики, домохозяйки, моряки, ремесленники, писцы, слесаря, маляры, сапожники, повара, шляпники, 2 учителя греческого языка. Были и наборщик, конторщик, садовник, певчий, бондарь, стекольщик, извозчик, даже скульптор. Больше всего тех, кто жаждал учиться, было плотников – 47 человек и прислуги – 40. По сословному положению преобладали крестьяне – 163 человека. Далее шли мещане -39 человек, казаков -28, греческих подданных – 14, дворян – 3, 2 турецкоподдданных. По вероисповеданию больше всего было православных -247 , далее шли представители других религий.

В воскресенье занятия начинались в 9.30 и заканчивались в 3 часа. В другие дни занимались в вечернее время от 20 до 22 часов вечера.

Для учащихся школы проводились бесплатные концерты – например, в память 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости или вокально-литературный вечер со сценами из «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого, а также из А. Чехова - шутка «Предложение». Сбор от концерта – 52 рубля поступил на нужды воскресной школы.

Последнее, что сделала для своей подруги баронесса Фредерикс перед своей смертью в 1903 году – она написала письмо Николаю II, умоляя не оставлять баронессу Дараган без помощи - и, действительно, из Кабинета Его Императорского Величества для баронессы было назначено ежегодное негласное пособие в 1200 руб. в год. Вот то малое, что сделало государство для Софьи Владимировны Дараган, которая спасала жизнь раненым и увечным на войне в Сербии и Румынии, лечила больных туберкулезом в Благовещенской Общине, а бедных и неимущих ялтинцев обучала грамоте, помогая им получать образование.

Как сложилась жизнь баронессы Дараган после Великой войны – мы пока не знаем.

Статья была опубликована в газете "Ялтинские вести" 5 мая 2018 года