Привет всем!
Если помните, в сентябре американцы объявили о своем намерении составить список демократических и недемократических государств. Лавров осудил это намерение как опасность начала новой холодной войны.
Понятие "демократия" означает по Википедии "политическую систему, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии."
Коллективное принятие решения подразумевает, что общество имеет гомогенный характер, т.е. приблизительно одинаковый финансовый и культурный, образовательный уровень, необходимый для правильного обсуждения политического вопроса и принятия решения: если общество не гомогенное, например, имеет широкую криминальную прослойку, трудно себе представить, что общество согласится, чтобы криминал имел равное воздействие на принятие решения, потому что это может иметь отрицательные последствия на благосостояние всего общества.
Значит, для определения, в какой мере развито общество для принятия коллективных решений, необходимо определить процентный состав общества по финансовому, культурному и образовательному уровню с особенным акцентом на политическое образование.
Существуют ли гомогенные государства? Да, можно назвать, например, Республику Сан Марино, где жители, действительно, не имеют полярного различия ни в финансовом, ни в культурном, ни в образовательном вопросе, где все граждане могут внести свою жалобу или предложение на обсуждение совета капитанов. Но насколько гомогенны США, например? Или европейские страны с сегодняшним высоким уровнем иммиграции с Востока?
Здесь напрашивается новая характеристика государств по следующим вопросам:
1. как относится государство к рабству и эксплуатации человека? допускает ли рабство в какой-то форме или в данной стране рабство категорически запрещено? (например, в Турции, называющей себя демократическим государством, в каждой семье имеются домашние слуги, работающие без зарплаты, только за содержание, которые фактически не могут оставить семью и начать самостоятельную жизнь)
2. насколько велика в стране преступность и борется ли государство с преступностью или практически разрешает преступную деятельность и имеет законы только для библиотеки?
3. это социальное государство, заботящееся о каждом гражданине, или нет?
И только после этой классификации государств можно начать изучение процентного состава общества в стране по финансовому, культурному и образовательному уровню.
Теперь, обсуждая возможность реальной демократии, когда каждый гражданин принимает активную роль в обсуждении будущего страны, а так же задумываясь о поиске новых политических решений (о чем говорилось на последней лекции Wiener Vorlesungen), вспоминается историческая модель спиральной динамики Грейвза, в которой каждый уровень развития имеет свой цвет. Эволюция развития существует как идеальная парадигма перехода сознания человека с одного качественного уровня на другой, но возможен и регресс. Параметры среды также меняются под воздействием случайных факторов, что и обусловливает возможные возвратные процессы и в истории, и в культуре. Кроме того, каждый исторический период может включать в себя и предыдущий. Общая схема в 8 периодов выглядит следующим образом:
AN – бежевый - в естественной природной среде обитания существует автоматическое инстинктивное мышление. Ключевые параметры личности – выживание и борьба за потребление ограниченных ресурсов;
BO – фиолетовый - человек осознал причинно-следственные связи выживания, которые часто приписывает влиянию различных духов, и объединяется в племена для обеспечения общей безопасности;
CP – красный - появляется ограничение возможностей существования, осознаются индивидуальные потребности, человек ставит цель бороться за выживание и удовлетворять свои потребности, невзирая на желания других. Появляется эгоцентричное силовое мышление, авторитаризм, рабовладельческий строй (современный пример - уличные банды, африканские королевства);
DQ – синий - переход от хаоса к примитивной форме порядка – строгой регламентации, признания власти. Высшая власть регламентирует всякое поведение, создается мораль поведения. Человек обязан подчиняться высшей власти и сохранять верность (современный пример - исламские государства);
ER – оранжевый - поиск лучшего выбора из многих альтернатив, появляется материалистическое мышление, ориентированное на достижение успеха, рационализм. Появляется частное предпринимательство для достижения собственного блага. Экономическая мотивация, конкуренция улучшают производительность и качество товаров, способствуют экономическому росту (современный капитализм);
FS – зеленый - социоцентрическое мышление, гуманизм, равноправие, всеобщая коллективная взаимная поддержка и забота. Задача – присоединиться к сообществу для того, чтобы разделить развитие вместе с ним. Вместе с стабильностью падает эффективность, появляется стагнация (социалистические государства);
GT – желтый - появляется потребность конкурировать с другими системами, повышается интегрирующее мышление, на первый план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса для самоорганизации. Цель личности – учиться оставаться свободным, сохраняя принципиальность (компании высокого технологического сектора как Microsoft);
HU – бирюзовый - в поиске направляющих рост принципов появляется осознание единства мира. Цель личности – искать порядок и взаимодействие в кажущемся хаосе ради преодоления системных ошибок и глобальных угроз, исходящих от изменения среды обитания, климата (пример - компания Patagonia, работающая только с экологическими стандартами). Последние два типа пока существуют только на уровне компании.
Исходя из описанной модели исторического развития общества и помня, что каждый уровень может включать в себя некоторые параметры мышления предыдущих, мы можем определить процентное содержание различного типа мышления в данном обществе, например, среди жителей страны. Определив состав типов мышления, можно предугадать и исход выборов, например, или обдумать, каким образом можно предотвратить нежелаемые политические решения, для чего нужно изменить или исключить существующие нежелаемые для демократии типы мышления.
При написании статьи я пользовалась лекциями курса УрФУ "История: 5 подходов к историческому развитию" на openedu.ru, большое спасибо преподавателям всех курсов!
Желаю всем стабильной, ориентированной на благополучие граждан политики!
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!