Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Всегда хотел узнать, что это за здание за красивым кованым забором напротив Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Смотрим вместе.

Если Вы стоите в пандемийной очереди для посещения Храма Спас на Крови для молитвы за здравие перед центральным входом, то обернувшись, над головами страждущих вы увидите крышу небольшой часовенки. Она отгорожена от Вас красивой кованой оградой с фантастического вида металлическими цветами. Перейдя по пешеходному переходу дорогу, обязательно посмотрев сначала налево, потом - направо, вы окажетесь пред этим забором. Вход в часовню будет слева. Он обозначен двойными бело-желтого цвета колоннами с кокошником над входом. Часовня стилистически очень похожа на сам храм. Меня всегда интересовало, что же в ней.

Открыты металлические решетки - хороший знак!
Открыты металлические решетки - хороший знак!

Но чтобы понять что-то об архитектурном стиле и наполнении этой часовни, нужно окунуться в историю. Неворуженным взглядом видно, что Храм Воскресения Христова , а для большинства из нас - Спас на Крови и часовня во имя Иверской иконы Божией Матери составляют единый архитектурный ансамбль. Это вполне закономерно и понятно - все эти сооружения, включая и великолепную необычную ограду Михайловского парка создал один архитектор - А. А. Парланд. Вот его портрет.

А. А. Парланд.
А. А. Парланд.

Сам Храм Спас н а Крови уже был построен, а со всей России и всего мира в Санкт-Петербург продолжали присылать ценнейшие церковные и исторические артефакты. Их необходимо было не только хранить, н где-то выставлять для зрителей. Необходимо было рядом с величественным храмом создать особое здание, доступное для обозрения всем желающим. А показывать было что - живописные иконы, церковная утварь и другие предметы. Это здание сразу строилось как часовня -музей А. А. Парландом в 1906–1907 годах.

Постройка часовни на стадии завершения
Постройка часовни на стадии завершения
Интерьер.
Интерьер.
Ограда со стороны храма. За ней - часовня.
Ограда со стороны храма. За ней - часовня.

27 апреля 1908 года часовня была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием Вадковским. с 1930 по 1970 е годы здание использовалось не по назначения, были утрачены элементы внешнего декора, погиб полностью интерьер.

Эти изразцы архитектор повторил не только в самом храме, но и в часовне, и в ограде.
Эти изразцы архитектор повторил не только в самом храме, но и в часовне, и в ограде.

В1970-х годах храм Спас на Крови и Часовня-музей вошли в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здание было отреставрировано, воссоздана и возвращена на своё историческое место христограмма на самой высокой точке. И сегодня часовня Часовня-музей используется по назначению, но о ней мало кто знает. Я тоже не знал, пока не дернул за ручку двери, а та взяла и открылась. Так бывает. Проведу вас по экпозиции.

При входе - небольшое прямоуголное помещение. В левом углу - охрана, слева - аппарат по продаже билетов, турникет. Человек для контроля кюаркода и сличения его с паспортом. Турникет не срабатывал на штрих-код даже за сто рублей, поэтому совместными усилиями наших двух человеческих мозгов мы победили эту адскую машину просто свернув ей голову.

Автомат по продаже билетов.
Автомат по продаже билетов.
Билетики
Билетики

Неширокий коридор идет по квадратной спирали, закручивающейся налево до главного зала под куполом. Это и есть выставочное пространство. Первое, что впечатляет - в торцах коридора в арках знакомые до боли интерьеры на светящихся коробах. Оказалось - ото распечатанные на ткани и подсвеченные интерьеры Спаса на Крови.

Фотопечать
Фотопечать
Фотопечать
Фотопечать

В окнах - сине-зеленые витражи. Или имитация. Утром - очень красиво, солнце светит прямо в них.

Витражи в окнах.
Витражи в окнах.

До 12 декабря здесь проходит выставка русские святые. Давайте пройдем ся вместе и полюбуемся на красивые иконы.

Иоанн Предтеча и князь Владимир.
Иоанн Предтеча и князь Владимир.
Князья Борис и Глеб.
Князья Борис и Глеб.
Антоний Печерский
Антоний Печерский
Есть и огромного размера иконы. Святой благоверный Всеволод-Гавриил князь Псковский, 16 век, Дерево, левкас, темпера.
Есть и огромного размера иконы. Святой благоверный Всеволод-Гавриил князь Псковский, 16 век, Дерево, левкас, темпера.
Стенд с миниатюрами
Стенд с миниатюрами
Святые блаженные праведный Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы в молении образу Благовщение Устюжское.
Святые блаженные праведный Прокопий и Иоанн, Устюжские чудотворцы в молении образу Благовщение Устюжское.
Экспозиция
Экспозиция
Явление Богоматери Сергию Радонежскому.
Явление Богоматери Сергию Радонежскому.
Святой Александр Ошевенский.
Святой Александр Ошевенский.
Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский.
Святитель Алексий, митрополит Московский. Начало 18 века. Оружейная палата Московского Кремля.
Святитель Алексий, митрополит Московский. Начало 18 века. Оружейная палата Московского Кремля.
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Казанские чудотворцы.
Казанские чудотворцы.
Святитель Петр
Святитель Петр
Епископы Ростовские.
Епископы Ростовские.
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами

И вот спираль -коридор закручивается, открывая проход в главный зал под высоким куполом.

Главный зал.
Главный зал.

Если коридор былв бордово-красном цвете, то главный зал - яркого синего цвета. В центре - красивая модель Исаакиевского собора из драгоценных и полудрагоценных камней. Красота - невероятная!

Здесь же выставлены отреставрированные ворота Храма Спас на Крови:

Ворота. 1905-1907 годы. Красная медь, чеканка, гравировка, инкрустация серебром.
Ворота. 1905-1907 годы. Красная медь, чеканка, гравировка, инкрустация серебром.

По периметру в зале также выставлены иконы в витринах с подсветкой.

Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Витрины с иконами
Иконы
Иконы
Росписи в первом зале, имитирующие мозаику.
Росписи в первом зале, имитирующие мозаику.
Росписи над входом на экспозицию Часовни-музея.
Росписи над входом на экспозицию Часовни-музея.

Творение Альфреда Парланда, кторый был одним из первых петербургских зодчих, обратившихся к архитектурному наследию допетровской эпохи и «научному конструированию национального стиля», мне очень понравилось. Очень хочется рассматривать красивые декоративные мотивы и композиционные приемы древнерусской архитектурной школы. Но для этого заходить внутрь соврем не обязательно. Но, все же, я рекомендую заглянуть внутрь. Здесь, как правило, никого нет из псетителей, в отличие о соседнего Спаса на Крови. Именно здесь Вы в полном одиночестве и в абсолютной тишине в центре Санкт-Петербурга погрузитесь в мир экспозиции.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком! До встречи.