"Раньше умели строить, а сейчас не могут даже погасить пожар!"
Сатирик Александр Грачев.
Во времена СССР строить точно умели. Вернее не просто строить, а конструировать сверхнадёжные машины, которым были не страшны ни снег, ни ветер, ни мороз. Во времена Холодной войны (1945 – 1991) весь мир находился на пороховой бочке. Поэтому на случай ядерной катастрофы возводились подземные убежища и проектировались специальные средства передвижения, способные преодолевать любое бездорожье во время возможной войны. Ну а пока войны не случилось, данные транспортные средства использовали и в мирных целях, ведь бездорожье на Руси во все времена являлось одной из главных проблем.
1. ЗИЛ-135П "Дельфин"
В далёком 1965 году увидел свет десантный автомобиль-амфибия ЗИЛ-135П "Дельфин". Это произведение инженерной мысли впервые в мировой практике было сделано из полиэфирного стеклопластика. Из данного материала состояли наружная и внутренняя обшивки, а всё пространство между ними было заполнено пенопластом. Это позволяло Дельфину оправдывать свое название и отлично держаться на воде. Кроме того, стеклопластик не был подвержен коррозии, а при пробоине вода сочилась внутрь автомобиля только по каплям.
В средней части машины располагался грузопассажирский отсек. В нём запросто могли разместиться 22 человека, ну или до 6 тонн полезного груза. Из отсека обеспечивался хороший обзор, а его стекла были бронированы. На Дельфине присутствовали сложные приборы для мореходства, радиолокационная система и отличная термоизоляция для водителя и пассажиров.
Отсек для двух мощных моторов (180 л. с. каждый) размещался в изолированной кормовой части. Движение амфибии по воде осуществлялось с помощью двух гребных винтов, а при перемещении на суше они прятались в специальную нишу кормы. ЗИЛ-135П мог выполнять поставленную задачу даже в шторм (до 5 баллов) и преодолевать плавающие льдины. Кроме того, он мог взобраться на возвышенность крутизной в 42° и уверенно преодолевал снежные поля, болота и песок. Максимальная скорость автомобиля по шоссе составляла 65 км/ч.
Несмотря на то, что десантный вездеход значительно опередил свое время, в серийное производство он так и не попал.
2. Вездеход ЗИЛ-Э167
Ещё в 1963 году был сконструирован уникальный вездеход ЗИЛ-Э167. Мощная машина была способна оставлять позади любые природные преграды, а дорога для её передвижения была и вовсе не нужна. В вездеход установили два 8-цилиндровых мотора мощностью в 180 л. с. каждый. Грузоподъемность машины достигала 5 тонн, а максимальная скорость доходила до 75 км/ч.
Привод, ходовая часть и гидромеханическая передача были позаимствованы у ЗИЛ-135Л, а коробка передач представляла собой трансмиссию высокой проходимости с автоматическим управлением. Это позволило поддерживать постоянную скорость в различных режимах передвижения. Переключать передачи мог, собственно, сам водитель, или же это происходило автоматически. Все зависело от сопротивления преодолеваемого рельефа даже на самых сложных участках пути.
ЗИЛ-135Л имел колоссальный расход топлива (100 л на 100 км), но зато, за счет установки нескольких баков, у него был отличный запас хода. Данная модель отлично проявила себя как на грунтовых дорогах, так и на территориях, где глубина снега доходила до 1,5 м. Вездеход легко взбирался на холмы с углом наклона до 42°. Плюс ко всему, за счет специальной подвески, машина обеспечивала седокам мягкую езду по любому бездорожью.
Радовала пассажиров и комфортная температура салона, которая поддерживалась двумя системами отопления. Главная из них использовала тепло охлаждающей двигатель жидкости, а на случай форс-мажорных ситуаций в салон поместили дровяную печь. К сожалению, модель выпускалась ограниченно и в серию не пошла.
ЗИЛ-49061 "Синяя птица"
В 1971 году появился первый прототип вездехода, предназначенный для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов. Он представлял собой трехосную, полноприводную и даже плавающую машину ЗИЛ-49061, получившую негласное название "Синяя птица". Проект пошел в серийное производство и выпускался с 1980 года вплоть до развала СССР. Автомобиль был окрашен в ярко-синий цвет. И это обстоятельство позволяло ему выделяться практически на любой местности.
Прочная рама данного чуда техники монтировалась из алюминиевых профилей, а сам корпус состоял из специального стеклопластика. Машина управлялась как передними, так и задними колесами. В ней был установлен гидрообъемный привод, регулировавший запаздывание поворота колес задней оси с автоматической коррекцией. Каждая из трех осей Синей птицы имела независимую торсионную подвеску, а тормозной механизм уже содержал инновационную дисковую систему.
Данные вездеходы выпускались в двух модификациях – пассажирская и грузовая, в которой установили механический манипулятор. В грузовой версии присутствовал и специальный шнекоход ЗИЛ-29061 с двумя моторами ВАЗ, мощностью по 77 л. с.
В случае необходимости шнекоход спускался на землю с помощью вышеупомянутого манипулятора-крана. Крошечному ЗИЛу-29061 были не страшны ни снег, ни грязь, ни даже болота. Поэтому вернувшиеся из космоса герои могли чувствовать себя в полной безопасности.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Спасибо за внимание и всего доброго.