Недавно вступил в силу закон о реорганизации госконцерна «Укроборонпром» – филиала Минобороны Украины, являющегося одной из самой коррумпированных структур, чиновники которой обобрали оборонную промышленность страны и непосредственно украинскую армию на сотни миллионов гривен. Напомним, законопроект об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса был принят на внеочередном заседании Верховной Рады в июле текущего года, хотя речь об этом шла еще с 2020 года. Данный закон предусматривает преобразование госконцерна «Укроборонпром» в акционерное общество, а входящие в его состав предприятия – в некие хозяйственные общества. В Фонд госимущества концерн уже передал 15 госпредприятий, а также корпоративные права на два акционерных общества. Общая стоимость активов составляет всего лишь 280,6 млнгривен.
В декабре 2020 года «Укроборонпром» возглавил экс-глава Херсонской облгосадминистрации Юрий Гусев, который при президентстве Петра Порошенко был замминистра обороны Украины, и в этой должности не единожды попадал в коррупционные скандалы, в том числе, связанные с завышением цен на закупку топлива, продуктов и обуви для ВСУ. В «Укроборонпроме» Гусев продолжил по накатанной схеме заниматься тем же, во всяком случае, ряд экспертов связывают проблемы срывов оборонного заказа непосредственно с его деятельностью.
Но вернемся к так называемой реорганизации одиозного «Укроборонпрома». Украинские СМИ сообщают о том, что в роли реформатора Юрий Гусев начал с увольнения «неугодных» руководителей упомянутых 15-ти предприятий, поставив на их должности своих людей. Пресса утверждает, что всё происходило «без надлежащего конкурса, исключительно по принципу личной лояльности и готовности участвовать в коррупционных схемах». К примеру, подобным образом был уволен гендиректор ГП «Антонов» Александр Донец: ветерану предприятия и специалисту авиастроительной отрасли с большим стажем на руководящих должностях попросту «пришили» разглашение государственной тайны. Несмотря на многочисленные обращения трудового коллектива «Антонова» к власти с просьбой оставить Александра Донца на посту руководителя и обвинениями «Укроборонпрома» в беспределе, всё осталось так, как решил Гусев.
Тот же Гусев публично пообещал «патриотам» в канун 30-й годовщины независимости Украины начать на Одесском авиационном заводе сборку американских вертолетов «UH-1 Iroquois», о чем американцы, как вскоре выяснилось, были не в курсе. Соответственно, «машкомплекты» заявленных «Ирокезов» они на Украину не завозили и не собираются этого делать, на что в «Укроборонпроме» просто развели руками, мол, не получилось, но ничего страшного… И потом: зачем Гусеву упомянутые «Ирокезы», если он летает на транспортном Ан-74Т, принадлежащем ГП «Антонов», как на такси? Об этом тоже пишут украинские СМИ. А именно, что руководство «Укроборонпрома» с вопиющими нарушениями для командировок использует транспортную авиацию: в частности, такой факт был зафиксирован в июле этого года, когда концерн направил ГП «Антонов» письмо с требованием предоставить самолет ГП «Антонов» для перевозки руководства из Киева в Запорожье с целью подведения там итогов работы за первое полугодие текущего года.
Очевидно, что кадровые ротации стали частью подготовки к «распилу» «Укроборонпрома» во время его так называемой корпоратизации. «Смотрящим» за этим процессом назначен Юрий Гусев, у которого имеются довольно влиятельные покровители «на верхах», и они, конечно же, заинтересованы в дерибане этого флагмана украинской оборонной промышленности, поскольку являются «долевыми» участниками действующей схемы.
«…Здесь развивается параллельно два трека – скандальные назначения директоров без конкурса и скандал вокруг фирм Виталия Жукова - фигуранта расследований о «Свинарчуках-Гладковских», которые стоили Петру Порошенко поста президента. Гусев не просто активно работал с проворовавшимися компаниями Жукова, но еще и нагло выходит в публичную плоскость с этими контрактами, демонстрируя urbi et orbi, насколько сильно он имел в виду общественное мнение, обвинения в коррупции и масштабы тектонических сдвигов в стране, которые произошли после расследования о схемах с закупками контрабандных российских запчастей», – отмечает телеграм-канал «Женщина с косой».
Подчеркнем, что упомянутый Виталий Жуков, будучи одним из подозреваемых по делу о коррупционных схемах «Укроборонпрома», на данный период времени возглавляет Специальное конструкторское бюро «Вектор-В», разрабатывающее боеприпасы для гранатометов, чувствуя себя в этой должности вполне уверенно.
«…Юрий Гусев отстроил в «Укроборонпроме» настоящее государство в государстве, при этом никаких громких успехов ни в поставках вооружений и транспорта в армию, ни в выполнении экспортных контрактов мы не слышим. Более того, в большинстве случаев речь идет о замораживании каких-либо реформ, погрязании концерна в коррупционных схемах и кумовстве. Сколько это будет еще продолжаться – зависит всего лишь от нескольких человек в этой стране. Вполне возможно, что новый министр обороны Алексей Резников будет ставить вопрос о смене руководства концерна перед реорганизацией намного жестче, чем его предшественник. Более того, как юрист, Резников, наверняка, найдет достаточно аргументов, почему Гусев должен понести за свою работу в «Укроборонпроме» еще и уголовное наказание»,– резюмирует «Женщина с косой».