Данный материал – разбор фильма с культурно-исторической и философской точки зрения
Пустыня, сила пустыни – главные темы фильма. После них идёт история о мессии, пророчестве и судьбе. Все эти темы являются центральными для западно-христианского (и не только) дискурса, потому «Дюна» является отличным предметом для разбора и понимание этого фильма поможет разобраться, что происходит в культурной парадигме, в которой мы живём.
Начнём с самых острых и громких тем современного западного общества: расизма и полового неравенства.
Семья главного героя, Атрейдесы, является представителем западного общества, колонизатором, более всего подходящим под британцев.
Европейская и, в частности, британская культуры славятся своей апроприацией других культур. Например, столовая семьи главного героя выполнена в азиатском стиле.
Домашний остров семьи Атрейдесов мало похож на Испанию, Черногорию или Францию, но очень - на Британию. Кроме прочего, культ предков свойственен и по сей день в большей мере англосаксам, нежели какой-либо другой нации или культуре.
Не остаётся никаких сомнений в том, что Атрейдесы символизируют британцев-западноевропейцев.
Прибывши на новую планету, на которую героев послал сам Император, мы обнаруживаем восточную культуру. Тут впервые и наиболее ярко проявляется европоцентризм произведения: естественно, восточный народ отсталый, верующий в мессию и, что самое главное, видит этого мессию в белом завоевателе своей земли.
Для фантастического мира Дюны слишком много реализма и явных параллелей.
Нужно оговориться и о том, что до прилета британских управленцев пустынная планета была захвачена и эксплуатируема домом Харконненов.
Этот дом, противник семьи Атрейдесов, любит грабить, убивать и нарушать договорённости.
Харконнены, очевидно, не такие цивилизованные, как наши герои, они не гнушаются мстить, убивать всех, кто попадётся под руку. Они даже не пытались идти на переговоры с фрименами (буквально свободные люди, очень оригинально), а просто выкачивали ресурсы с их земли.
Но теперь настало время хороших захватчиков.
Как мы можем наблюдать, роли в фильме архетипические и очень простые. Почему я считаю, что фильм является прямо расистским? Очевидно, потому, что восточный народ показан бедным, диким, нецивилизованным, ведь на востоке всегда были именно такие народы и царства, не сравнить с высокоразвитыми британскими островами.
И, как вишенка на торте, врач Атрейдесов, естественно, имеет азиатские корни. Очередная культурная насмешка архетипом врач-восточный-мудрец.
Касаемо неравноправия произведения
Стоит прямо указать на главного героя.
Тысячи лет мудрые (но не властные, ведь власть и война принадлежат традиционным мужским ролям), женщины выводили пророка, сверхчеловека, причем выводили его генетически, что отдельная спорная тема.
И вот рождается именно мальчик. Учить мальчиков телекинезу, что передается по наследству, запрещено, в отличие от девушек. Вероятно, только так женщина может защититься в глазах автора - словами.
То есть, спустя все поколения, когда пришло время мессии, сверхчеловека, рождается мальчик и, не смотря на запрет, его учат силам и получается как следует. Интересно, по мнению создателя произведения, проблема была в том, что раньше учили только женщин, или в том, что просто совпало время и событие?
Главный женский персонаж, то есть мать главного героя, архетипичная женщина, очень эмоциональная и не имеющая никакой власти. Она занимается своим сыном, не отцу ведь уделять внимание воспитанию, у него много работы.
Удивительно, что такое карикатурное изображение женщин и культур осталось без внимания современной общественностью, для которой эти и подобные темы считаются особенно острыми.
Перейдём к главной теме фильма.
О пустыне и боге
Пустыня является сакральным символом для современного западного человека, ведь она источник нашей культуры и нас самих.
В первую очередь стоит упомянуть христианство. По мнению Рене Генона, философа-традиционалиста, монотеизм, следовательно, христианство, зародилось в пустыне: бесконечный песок вокруг, и только солнце-бог возвышается над головами. Из него всё рождается, то есть, оно является источником жизни, и только солнце пропадает, весь мир останавливается, покрывается тьмой и с надеждой ждёт дарующее возвращение бога.
Человек потерял сам себя. Это проблема постмодернизма. Он не знает, куда двигаться и с какой целью. По мнению Хайдеггера, человек, лишившийся бога, остался посреди пустоты, без светила и прямо у обрыва. Человечество осталось в полном одиночестве.
Какой может быть выход из этой ситуации? Идя дальше вперёд, мы, точно в болоте, завязаем в нём всё глубже и глубже. И конца болоту не видно. Следовательно, нужно вернуться к месту, где всё началось, обратно в пустыню и, оказавшись в начала пути, свернуть в другую сторону.
Именно там, в начале, кроется наша сила. Там спрятаны мы сами, наше истинное, аутентичное. Там ещё осталась правда.
Потому пустыня и является таким важным предметом как для персонажей фильма, так и для реального человека.
К этой истине главного героя направляют видения. По мифам и другой древней мысли, именно сны и видения являются общением человека с богом. Следовательно, бог направляет человека обратно, наставляет его на правильный путь и лелеет, указывая ему опасности будущего.
О червях
Черви являются образом природного и хтонического, спрятанного глубоко в земле. Они изображают собой огромную силу, необузданность, словом, именно природу. Черви не утратили сами себя, они остались теми, которыми были сотворены, не построили, точно европейцы, синтетический мир метафор и науки, но остались в своей среде. Потому они так завораживают и удивляют.
В отличие от европейского человека, люди пустыни, фримены, остались верны себе и природе. Потому они живут в гармонии с червями, ведь они находятся на одной стороне, на стороне аутентичного бытия.
Главный герой, Пол Атрейдес, стремится к ним, направляем богом, стремится, символизируя нас с вами, вернуться в реальность, снова стать человеком.
И в заключение - крест на европейце
Несмотря на все стремления к нахождению себя, возвращению к корням, судьба главного героя стать императором, захватить весь мир.
Очистившись в теплом песке аутентичности он не перестал быть британцем, мечтающем о порабощении и колониализме галактики.
Судьба человека заключается в бесконечном повторении собственных ошибок. Вне зависимости от того, как много раз он будет начинать с самого начала.