Найти тему
Антон Карамазов

Белый человек, положение женщин и христианская пустыня в новой Дюне

Оглавление
Недовольный тем, что Дюна – очередной фильм про избранного. Ну конечно!
Недовольный тем, что Дюна – очередной фильм про избранного. Ну конечно!

Данный материал – разбор фильма с культурно-исторической и философской точки зрения

Пустыня, сила пустыни – главные темы фильма. После них идёт история о мессии, пророчестве и судьбе. Все эти темы являются центральными для западно-христианского (и не только) дискурса, потому «Дюна» является отличным предметом для разбора и понимание этого фильма поможет разобраться, что происходит в культурной парадигме, в которой мы живём.

Начнём с самых острых и громких тем современного западного общества: расизма и полового неравенства.

Семья главного героя, Атрейдесы, является представителем западного общества, колонизатором, более всего подходящим под британцев.

В открывающей для главного героя сцене, кроме прочего, на столе виден чай
В открывающей для главного героя сцене, кроме прочего, на столе виден чай
-3

Европейская и, в частности, британская культуры славятся своей апроприацией других культур. Например, столовая семьи главного героя выполнена в азиатском стиле.

-4

Домашний остров семьи Атрейдесов мало похож на Испанию, Черногорию или Францию, но очень - на Британию. Кроме прочего, культ предков свойственен и по сей день в большей мере англосаксам, нежели какой-либо другой нации или культуре.

Не остаётся никаких сомнений в том, что Атрейдесы символизируют британцев-западноевропейцев.

Как британцы могли обойтись без волынки, правда?
Как британцы могли обойтись без волынки, правда?

Прибывши на новую планету, на которую героев послал сам Император, мы обнаруживаем восточную культуру. Тут впервые и наиболее ярко проявляется европоцентризм произведения: естественно, восточный народ отсталый, верующий в мессию и, что самое главное, видит этого мессию в белом завоевателе своей земли.

Очевидно, что знакомство с востоком должно происходить в первую очередь через женщин в традиционной восточной одежде
Очевидно, что знакомство с востоком должно происходить в первую очередь через женщин в традиционной восточной одежде

Для фантастического мира Дюны слишком много реализма и явных параллелей.

Нужно оговориться и о том, что до прилета британских управленцев пустынная планета была захвачена и эксплуатируема домом Харконненов.

Норвежские горы во всей своей красе
Норвежские горы во всей своей красе

Этот дом, противник семьи Атрейдесов, любит грабить, убивать и нарушать договорённости.

Злой скандинав очень хочет ограбить ваши земли, ведь так поступают скандинавы, правда?
Злой скандинав очень хочет ограбить ваши земли, ведь так поступают скандинавы, правда?

Харконнены, очевидно, не такие цивилизованные, как наши герои, они не гнушаются мстить, убивать всех, кто попадётся под руку. Они даже не пытались идти на переговоры с фрименами (буквально свободные люди, очень оригинально), а просто выкачивали ресурсы с их земли.

Но теперь настало время хороших захватчиков.

Как мы можем наблюдать, роли в фильме архетипические и очень простые. Почему я считаю, что фильм является прямо расистским? Очевидно, потому, что восточный народ показан бедным, диким, нецивилизованным, ведь на востоке всегда были именно такие народы и царства, не сравнить с высокоразвитыми британскими островами.

И, как вишенка на торте, врач Атрейдесов, естественно, имеет азиатские корни. Очередная культурная насмешка архетипом врач-восточный-мудрец.

Восточный массаж головы от восточного мастера врачевания
Восточный массаж головы от восточного мастера врачевания

Касаемо неравноправия произведения

Стоит прямо указать на главного героя.

Тысячи лет мудрые (но не властные, ведь власть и война принадлежат традиционным мужским ролям), женщины выводили пророка, сверхчеловека, причем выводили его генетически, что отдельная спорная тема.

И вот рождается именно мальчик. Учить мальчиков телекинезу, что передается по наследству, запрещено, в отличие от девушек. Вероятно, только так женщина может защититься в глазах автора - словами.

То есть, спустя все поколения, когда пришло время мессии, сверхчеловека, рождается мальчик и, не смотря на запрет, его учат силам и получается как следует. Интересно, по мнению создателя произведения, проблема была в том, что раньше учили только женщин, или в том, что просто совпало время и событие?

Главный женский персонаж, то есть мать главного героя, архетипичная женщина, очень эмоциональная и не имеющая никакой власти. Она занимается своим сыном, не отцу ведь уделять внимание воспитанию, у него много работы.

А вас тоже мама будила по утрам в школу?
А вас тоже мама будила по утрам в школу?

Удивительно, что такое карикатурное изображение женщин и культур осталось без внимания современной общественностью, для которой эти и подобные темы считаются особенно острыми.

Перейдём к главной теме фильма.

О пустыне и боге

Пустыня является сакральным символом для современного западного человека, ведь она источник нашей культуры и нас самих.

-11

В первую очередь стоит упомянуть христианство. По мнению Рене Генона, философа-традиционалиста, монотеизм, следовательно, христианство, зародилось в пустыне: бесконечный песок вокруг, и только солнце-бог возвышается над головами. Из него всё рождается, то есть, оно является источником жизни, и только солнце пропадает, весь мир останавливается, покрывается тьмой и с надеждой ждёт дарующее возвращение бога.

Человек потерял сам себя. Это проблема постмодернизма. Он не знает, куда двигаться и с какой целью. По мнению Хайдеггера, человек, лишившийся бога, остался посреди пустоты, без светила и прямо у обрыва. Человечество осталось в полном одиночестве.

Мартин Хайдеггер
Мартин Хайдеггер

Какой может быть выход из этой ситуации? Идя дальше вперёд, мы, точно в болоте, завязаем в нём всё глубже и глубже. И конца болоту не видно. Следовательно, нужно вернуться к месту, где всё началось, обратно в пустыню и, оказавшись в начала пути, свернуть в другую сторону.

Именно там, в начале, кроется наша сила. Там спрятаны мы сами, наше истинное, аутентичное. Там ещё осталась правда.

Потому пустыня и является таким важным предметом как для персонажей фильма, так и для реального человека.

К этой истине главного героя направляют видения. По мифам и другой древней мысли, именно сны и видения являются общением человека с богом. Следовательно, бог направляет человека обратно, наставляет его на правильный путь и лелеет, указывая ему опасности будущего.

О червях

-13

Черви являются образом природного и хтонического, спрятанного глубоко в земле. Они изображают собой огромную силу, необузданность, словом, именно природу. Черви не утратили сами себя, они остались теми, которыми были сотворены, не построили, точно европейцы, синтетический мир метафор и науки, но остались в своей среде. Потому они так завораживают и удивляют.

В отличие от европейского человека, люди пустыни, фримены, остались верны себе и природе. Потому они живут в гармонии с червями, ведь они находятся на одной стороне, на стороне аутентичного бытия.

Главный герой, Пол Атрейдес, стремится к ним, направляем богом, стремится, символизируя нас с вами, вернуться в реальность, снова стать человеком.

И в заключение - крест на европейце

Несмотря на все стремления к нахождению себя, возвращению к корням, судьба главного героя стать императором, захватить весь мир.

Очистившись в теплом песке аутентичности он не перестал быть британцем, мечтающем о порабощении и колониализме галактики.

Видение - Пол станет императором
Видение - Пол станет императором

Судьба человека заключается в бесконечном повторении собственных ошибок. Вне зависимости от того, как много раз он будет начинать с самого начала.