Найти тему

Как автору объединить рассказы в сборник или цикл

Вначале рассмотрим, зачем авторы как-то группируют рассказы и есть ли какие правила для этого процесса. Это знание может оказаться полезным для автора потому, что издательства неохотно работают с рассказами даже ранее издававшихся авторов, и рассказы часто приходится издавать самиздатом, а значит, все оформление книги брать на себя.

При выборе структуры книги различаем две позиции:

а) когда несколько уже написанных рассказов готовятся к изданию;

б) когда автор еще только планирует написать цикл рассказов.

Позиция а)

При подготовке к изданию готовых рассказов выбор их презентации невелик: мы просто собираем произведения в один сборник, под одну обложку, и придаем им условную общность. Хорошо, если можно подобрать рассказы на одну тему: например, рассказы о спорте, военные рассказы или новеллы о любви.

Если ваши короткие произведения не охватываются общей темой, их можно разместить в книге по хронологии написания или расположить по условному их качеству. Например, поместив в начало и в конец сборника лучшие, на ваш взгляд, рассказы, а в середину – посредственные.

Если совсем нет общего объединяющего признака, то можно разнести рассказы на главы, так же подобрав внутри каждой главы рассказы, сходные тематически или атмосферно. Так в своем последнем сборнике рассказов «Дом мечты и смежные комнаты» я в первую часть книги поместила рассказы-новеллы социальной направленности, а в другую – романтические истории, лирические зарисовки и короткие эссе.

Позиция б)

В последнее время рассказы все чаще появляются на книжном рынке, и даже издательства благосклоннее стали относится к ним. Однако успех сборника более вероятен, если автор будущей книги изначально поставил перед собой художественную задачу и планирует написать какой-то цикл или последовательность рассказов с определенным замыслом. Тогда каждый отдельный рассказ будет одновременно как представлять законченное произведение, так и работать на целое.

Естественно, прежде всего следует выбрать тот общий признак, который будет воспроизводится в каждом рассказе. Если этим признаком станет только тема, например, военная, то велика вероятность на выходе получить обычный сборник.

Но очень часто будущие ваши рассказы необходимо поместить в раму. Рам бывает великое множество! К общей теме (про что пишем) добавляем идею, подводим к определенному выводу, мысли. Часто определяем одно и то же место действия (вагон железнодорожного купе, производственное пространство, общая квартира или дом). Герои таких рассказов – пассажиры, сотрудники, жильцы – могут меняться в каждом рассказе, но возможен и сквозной герой, появляющийся в каждой истории. Характерными примерами рассказов со сквозными героями являются классические детективы с одним сыщиком, расследующим разные дела.

Цикл рассказов можно превратить и в наджанровое произведение – повесть или роман, но здесь уже больше требований к содержанию каждого отдельного рассказа, поскольку он работают и на общую идею.

Примером могу привести свою повесть, составленную из коротких рассказов – «Еще один шанс». Написана она была лет десять назад и вышла в издательстве книжкой за гонорар (ее дополнили другими моими рассказами). Выход книги случился вслед за моими романами, поскольку эта повесть тоже претендовала на значительность, сравнимую с романом :). В интернете еще можно найти пиратские издания этой книги в бумаге, но чтобы не кормить пиратов, дам здесь для желающих ссылку на бесплатное чтение на моем ресурсе ЕЩЁ ОДИН ШАНС (Галина Врублевская) / Проза.ру (proza.ru)

Обобщающее место действия в моей повести – ж/д вагон. Идея там тоже имеется – о судьбе, о предназначении, – так что и богиня Мойра в компанию пассажиров попадает. Но место действия выбрано из самых банальных. В оправдание этой банальности скажу, что и в книгах сегодняшнего дня на книжном рынке я вижу произведения именитых авторов, использующих в цикле рассказов железную дорогу. (Рассказы Ольги Славниковой – «Любовь в седьмом вагоне», Дмитрия Быкова –«Ж/Д рассказы».

Вторым по распространенности приемом является цепочка историй, вложенная в раму: во внешний рассказ-обстоятельства. Начиная от известного классического произведения этого жанра «Тысяча и одной ночи» и включая современную историю о Ведьмаке из популярной книги «Последнее желание» Сапковского. Суть в том, что одна глобальная ситуация разворачивается медленно, а другие приключения оказываются внутри главной истории в виде коротких рассказов. Причем эти внутренние истории представляют каноническую форму рассказов с завязкой, кульминацией и развязкой.

Заметим, что даже простые рассказы, написанные на общую тему и собранные вместе, усиливают их взаимное восприятие читателем. Тем сильнее воздействует на читателя заранее смоделированный цикл рассказов, с оформленной внешней рамой, со сквозным героем или интересной площадкой действия и хорошо проработанной идеей. Тогда даже написание цепочки внутренних рассказов представляется мне интересной и перспективной частью работы для самого автора.

А в другой статье разбирается конкретный пример одного премиального романа: