Найти тему
ПОЕДЕМ, ПОГЛЯДИМ!

Благоприятные предпосылки XIV века привели к революции в Италии, революции Возрождения. Часть I. Отцы Ренессанса

Мы знаем причины революции –это когда «низы» не могут жить по старому, а «верхи» - не хотят. Это то и случилось во Флоренции к XV веку.

Начало этой революции положили три отца Раннего Возрождения, вошедшего в историю под названием «кватроченто» (четыреста). Такое название получил период эпохи Возрождения, пришедшейся на XV век (1400-1499гг).

Купол Флорентийского кафедрального собора
Купол Флорентийского кафедрального собора

Три отца Раннего Ренессанса Флоренции, Италии и всей Европы, это: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Мазаччо и скульптур Донателло, три флорентийских гения.

К XIV веку новый кафедральный собор необычайно больших размеров наконец-то достраивался, осталось покрыть крышу и построить купол. Среди архитекторов Флоренции объявили конкурс на проект купола. Из 17 участвующих в конкурсе архитекторов победил Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.).

Кирпичный купол собора
Кирпичный купол собора

У родившегося во Флоренции в семье нотариуса мальчика, которого отец готовил к продолжению своего дела, было самое прекрасное для того времени гуманитарное образование, он знал латынь, увлекался античными авторами. Но в историю он войдет как великий архитектор эпохи Возрождения.

За 16 лет (1420-1436гг.) он покрыл крышу, и под его руководством был построен восьмигранный купол Флорентийского кафедрального собора, построен из кирпича. Диаметр купола 43 метра, а возвели его с помощью механизмов, специально разработанных Брунеллески.

Площадь фресок купола 3600 м. кв. -это половина футбольного поля. Создал их флорентийский художник Джорджо Вазари
Площадь фресок купола 3600 м. кв. -это половина футбольного поля. Создал их флорентийский художник Джорджо Вазари

Этот купол является первым памятником архитектуры Возрождения и воплощением инженерной мысли его архитектора. Он до сих пор самый большой в мире купол построенный из кирпича.

Одновременно с сооружением купола, Брунеллески руководит постройкой приюта для сирот - Воспитательного дома (1420-1436гг.), считающегося первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре.

В Италии появилось первое современное здание близкое к античности, и это был не дворец или храм, это был муниципальный дом, дом для детей -сирот.

Детский дом
Детский дом

Его идеальные пропорции, простота и гармония архитектурных элементов, так называемые современниками «божественные пропорции» стали главным знаком его творчества. Это проявлялось в выполняемых им скульптурах и барельефах.

Можно назвать Филиппо Брунеллески основоположником начертательной геометрии.

В конце XIII века во Флоренции был поставлен вопрос необходимой заботы о сиротах и незаконнорожденных детях. Эту заботу поручили гильдиям цеха шелкопрядильщиков и ювелиров. Первое время леток помещали в уже существующие госпитали и монастыри.

Но в начале XV века было решено построить приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата, как учреждение нового типа.

Фрагмент здания Детского дома
Фрагмент здания Детского дома

Проект Филиппо Брунеллески, представляет собой прямоугольный двор с обрамляющим его двухэтажным зданием, с легкими арочными портиками, открытым и приветливым фасадом с лепными фигурками детей.

Обслуживающие помещения - кухня, столовая, жилье работников детского дома, административные комнаты –на первом этаже. На первом этаже, в его левом крыле, находится специальная ниша, где люди могли анонимно оставлять «подкидышей». А жилые комнаты детей, игровые и учебные классы располагаются на втором этаже.

Филиппо Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который во Флоренции открылся в 1444 году. А сам проект стал серийным для всей Европы.

Филипп Брунеллески (взято с сайта ivoox.com)
Филипп Брунеллески (взято с сайта ivoox.com)

Филиппо Брунеллески (1377 - 1446гг) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.

Еще один представитель Флорентийского «кватроченто» - Донателло, настоящее имя его Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Родился Донателло во Флоренции в 1383, в семье зажиточного местного ремесленника – чесальщика шерсти и прожил здесь всю свою жизнь, до 1466 года.

Правда, отлучался поработать в Падую, жителям которой так пришелся по душе, что только через 12 лет ему удалось вернуться домой во Флоренцию.

Портрет Донателло (фото взято с  сайта  Pinterest)
Портрет Донателло (фото взято с сайта Pinterest)

Донателло - симбиоз двух флорентийских художников Лоренцо ди Бичи и Лоренцо Гиберти. Лоренцо Гиберти обучал Донателло, наряду с живописью, тонкостям бронзового литья. Дальше свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, вместе со своим другом Филиппо Брунеллески, но оба, после того как набрались знаний вернулись домой во Флоренцию.

Первое самостоятельное произведение –это Давид в мраморе, выполненный еще в духе античных традиций скульптурного искусства. Следующая работа Донателло, лежачая скульптура «Святой Иоанн Богослов» принесла во Флоренции ему огромную известность.

За известностью к Донателло пришла востребованность, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погребальных памятников и барельефов.

Первый Флорентийский отрезок работы продлился 35 лет и его вершиной стал:
знаменитый бронзовый Давид 1432 года рождения
и «Конная статуя Гаттамелаты», 1450 года рождения.

Памятник, ставший на многие столетия образцом для создания скульптурных изображений власть имущих верхом на коне по всей Европе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы видеть в ленте Яндекс-Дзен мои статьи и не пропускать новые публикации! Комментируйте, задавайте вопросы!