Как известно, есть в землях наших величайшие праздники, суть которых столь глубока, что не всякий ее постигает. И один из них – День терпения и страдания. Или нет – согласия и страдания? Ах, ну да – согласия и терпения. Ну и вот, в такой удивительный праздник почитаются главные народные добродетели. Ну, еще сума да тюрьма являются необходимыми столпами, и от них никому зарекаться не велено. И вот эти столпы с добродетелями от развала полнейшего только и спасают.
Единороги в эдакий день особенно счастливы – и восклицают, и воспаряют, и чокаются рогами, и, будто флагами, в небе полощут крылами, и от восторга рыдают сахарными слезами! И, конечно, истово молятся бесподобной священной Вертикали. А Народ-то глумлив, непослушен, темен, неблагодарен. Ну, и в праздниках ни бельмеса не понимает. Но внутри него что-то такое таинственное и непостижимое обитает, на чем главные добродетели упорно произрастают. Вот спроси у него – чего же празднуется? Половина, не мудрствуя, скажет, что не знает. Но другая половина свои загадочные глубины явит.
- Это вроде День Конституции что ли, - одни неуверенно полагают. – Ну, за все хорошее против всего плохого. Правильно? И чтобы животных не пытали. И детей – по возможности.
- Важная историческая дата такая, - иные глубокомысленно замечают. - В этот день четыреста лет назад мы печенегов с наших земель прогнали. Или, быть может, половцев.
- Век назад была у нас тут революция какая-то, после которой всеобщая грамотность стала обязательна, - третьи молвят. – Это эпохальное событие и отмечаем. А до этого многие не читали и не писали. И еще электричество провели. И концлагеря построили.
- Религиозный праздник, - четвертые точно знают. – С помощью чудотворной иконы столицу спасали. Полчища вражеские у реки стояли-стояли, да ни с чем так и ушли. Испугались знамения свыше и не напали.
- Ну, ведь это чужой, заимствованный праздник, - пятые пожимают плечами. – Свечки в тыквах зажигают и индейку запекают. И еще за все благодарят, при том все скелетами да черепами украшают, сами – в нечисть всякую обряжаются. Предки наши, бывалоче, на Святках так развлекались, а у иноземных – пораньше принято, в эту пору им полагается. Сами мы ни зимой, ни осенью в игры эдакие не играем, но выходные, понятно, лишними не бывают…
Так и выходит, что все терпимы и все согласны. Всяк понимает великий праздник по-своему иль вовсе не понимает. Да, однако, каждый время проводит с пользой: кто отсыпается, кто убирается, кто пьянствует, кто пред портретом Президента священные мантры в белых носках читает. Всякий по-своему занят и доволен.
Как ни крути, полезный выходит праздник.
Нестор Толкин