Зарождение университетов и роль образования.
Формирование университетов в Средневековой Европе имело двойственный характер: с одной стороны, университеты открылимь ы городах, в их откровенно мирском окружении со всеми соблазнами вольной жизни; с другой стороны, открытие таких заведений являлось ответом на на запросы Церкви в развитии теологического образования для клира. В следствии этого программа несла в себе отголоски церковной школы в виде 7 свободных искусств.
В средневековом мире грамотные клирики занимали достаточно неплохие административные должности при государстве и у богатых мирян они тоже занимали посты. Как мы видим, клирики были не только священниками. Успешная карьера церковнослужителей была связана с их образовательным цензором, в результаье чего университетское образование стало средством вертикальной мобильности.
Изменения с развитием университетов.
С развитием университетов повысилась образованность в среде духовенства вообще, а белого - особенно. Например, основная масса английских прелатов в период высокого Средневековья получала образование в Оксфордском университете, значение которого в обучении духовенства возросло в XV веке. Если в XIV веке 59 % английских епископов получили образование в Оксфорде, то в XV веке - уже 72 % и 19 % были выпускниками Кембриджа. К середине XV века при возведении в сан епископа обязательно учитывалось наличие у него ученой степени, полученной по окончании университета. В XV веке 80 % кафедральных деканов и других должностных лиц были университетскими выпускниками. На уровне приходов воздействие подготовленных в университетах людей также было существенным, хотя его размеры, как считают исследователи, трудно оценит. Герцог Глостерский Ричард, основавший в 1478 году коллегиальную церковь, перечисляя основные требования к распорядку служб, поставил условие, что четыре священника из шести должны быть выпускниками Квин Колледжа Кембриджского университета. От них требовались не только достаточная образованность, но умение петь простые и сложные мелодии, а также играть на органе, исполняя ежедневные службы. Учитывая то, что, согласно условиям гендерного распределения ролей в обществе Средневековья, общественные и церковные должности целиком и полностью были закреплены за мужской половиной, студентами любого средневекового университета также были мужчины, причем неженатые мужчины - клирики, которые свою карьеру и жизнь связывали с церковью. Созданное ими сообщество магистров и студентов, как и любая средневековая корпорация, стремилось к обособлению, которое выражалось как в виде совокупности полученных от властей прав и привилегий, так и в особой модели поведения преподавателей и студентов, что проявлялось в повседневной жизни членов университетского сообщества.
Топография университетов.
Топографически не каждый средневековый университет имел определенное местоположение в городе, где он возник. Старейшие университеты Западной Европы Парижский и Оксфордский в этом плане имели разную среду обитания преподавателей и студентов.
Как известно, в Париже университет располагался в Латинском квартале, который бурно развивался с XIII века. Здесь находились коллегии, школы, монастыри. Еще в XII веке на левом берегу Сены во владениях аббатства Св. Женевьевы возник образовательный
центр. В 1200 году указом короля Филиппа-Августа здесь фактически был создан университет, а в 1215 году появился первый устав университета, составленный Робером де Курсо-ном. В 1225 году была выстроена знаменитая университетская улица Фуар. На ней располагались основные лекционные аудитории, в которых первоначально студенты слушали лекции, сидя на соломе. Противостояние города и университета привело к тому, что в XIV веке королевской власти, по настоянию университета, пришлось построить ворота с обоих концов улицы Фуар. Ворота запирали в надежде предотвратить столкновения студентов и горожан.
Оксфордский университет возник не в столице Англии, а в небольшом городском торговом центре, который процветал до 1300 года. Оксфорд в лучшие времена насчитывал около пяти тысяч населения. После «Черной смерти» он потерял значение местного рынка, который стал приходить в упадок. Город стал все боле и более зависеть от университета, привилегии которого росли, как и число его высоких покровителей. В XIV веке, в результате убыли населения, внутригородские постройки часто пустовали. Университет не имел никаких ограничений в покупке городских земель и участков, поэтому горожане и студенты жили бок о бок. Как правило, средневековые университеты, как и Оксфорд, не имели топографически выделенного пространства на территории города. Даже в новых университетах, создаваемых под высоким покровительством светских властей, например в Германии, при очевидном стремлении копировать модель Парижского университета, выделить его из окружающей городской среды не удавалось. В 1386 году, открывая Гейдельбергский университет, герцог Баварский Руперт Старший, ввел регулирующие санкции по найму жилья и помещений для проживания и проведения занятий, защищая студентов от «движимых жадностью» горожан.
Коллегии и коледжи.
Отличительной чертой организации и топографии средневекового университета было создание коллегий и колледжей. Первые колледжи, с функцией больничного приюта для бедных школяров, появились в конце XII века; однако первая коллегия для студентов факультета теологии в Париже была построена в 1253-1257 годах на средства каноника Ро-бера де Сорбонна, по имени которого впоследствии стали называть весь Парижский университет (Сорбонной). Колледжи являлись своеобразными общежитиями для студентов, главным образом, церковных стипендиатов. Они выполняли двойную задачу: с одной стороны, поставлять церкви хорошо подготовленных и образованных клириков; с другой стороны, проживающие в них студенты должны были молиться о спасении души основателя колледжа. В таком качестве эти учреждения, как ориентированные на подготовку духовенства, просуществовали до конца XIV века. С XV века Парижский университет, принявший в 1452 году реформу кардинала д'Эстутвиля, перешел к единой системе колледжей. К этому времени появилось деление студентов на группы, а с XVI века были организованы классы -помещения для отдельных групп.
В Англии университеты до XV века находились под юрисдикцией епископов Линкольн-ского и Илийского. Самым крупным был Оксфордский университет, который насчитывал в 1370 году полторы тысячи членов, количество которых увеличилось до тысячи семисот в 1450 году. Кембриджский университет разрастался быстрее: за этот же период количество его членов увеличилась с четырехсот - семисот человек до тысячи трехсот. Студенты жили в снимаемых холлах или комнатах. Холлы были, по сути, частными студенческими общежитиями, арендуемыми на короткий период выпускниками университета. Они действовали как лица, ответственные за поведение студентов, за оплату ими обучения, и даже за их посещение лекций. В Кембридже дважды в год должностные лица по поручению канцлера проводили инспекцию в холлах. Холлы подчинялись отдельными факультетами. В 1444 году в Оксфордском университете насчитывалось около семидесяти холлов. В целом в этих холлах проживало порядка тысячи трехсот студентов, то есть большая часть обучающихся. В Кембридже холлов количественно было меньше - всего семнадцать, но с ними было связано значительно больше студентов - от семисот до девятисот человек. Большинство студентов последних курсов проживали в наемных помещениях частных домов горожан, как это делал известный студент Николс в «Кентерберийских рассказах» Д. Чосера.
Начиная с XIV века, в английских университетах развернулось движение по созданию колледжей. Колледжи, как и везде, были корпоративной моделью организации университета. Их преимущество заключалось в том, что, в отличие от холлов, они являлись постоянными корпорациями, действующими на основании уставов. В числе образцовых были оксфордский Нью Колледж, основанный в 1379 году, и Кингс Колледж - 1441-1445 гг. Нью Колледж, состоящий из семидесяти членов, десяти священников и шестнадцати певчих, возглавлял управляющий или ректор. Такие колледжи были предназначены для выпускников, готовящихся получить более высокую степень на старших факультетах. К концу XV века общее количество таких «счастливчиков» и в Кембридже, и в Оксфорде составляло около двухсот человек. Монастыри создавали свои общины-коллегии для обучающихся в университете членов соответствующих монашеских орденов, на средства которых возводились, по аналогии с колледжами, постройки. В любом случае, это была замкнутая община обучающихся, что символически нашло отражение в архитектурном пространстве колледжа, а именно: жилые помещения и часовня располагались в замкнутую линию вокруг квадратного двора, напоминая монастырский клуатр.
Таким образом, студенты английских университетов чаще всего проживали в помещении, арендованном магистром колледжа. В нем магистр организовывал пансион, предоставляя не только жилье, но и некоторые услуги в обучении за установленную плату. Обычно это было пятнадцать - двадцать студентов, которые находились под его финансовым попечительством и моральным надзором.
Отсутствие системы расселения и контроля за молодыми студентами порождало проблемы с дисциплиной, студенты своявольничали и прощали себе немалые шалости. Поэтому в 1420 году был издан статут Оксфордского университета, согласно которому приезжающие на обучение студенты должны были в течение месяца дать обет послушания канцлеру университета. В некоторых университетах от студентов требовали присяги на то, что они будут тотчас же сообщать о своих товарищах, которых увидели пьянствующими в таверне, участвующими в низменных зрелищах, или уличили в порочном, распутном поведении. На этом основании некоторые исследователи категорически считают, что в университетах Оксфорда, Флоренции, Болоньи имела место система подглядывания и доносительства среди студентов.
Место проживание.
Помещения, в которых проживали студенты было простыми, без роскоши и индивидуальных удобств. Как правило, холл или пансион состоял из следующих комнат: зал, служивший в качестве столовой, отдельная комната для патрона - ректора, пять -шесть маленьких комнат на верхних этажах, каждая из которых вмещала четырех студентов или двух - трех бакалавров. Видимо, только старейшие члены университета имели собственную кровать и жили в отдельных комнатах. В общем и целом, студенческие общежития были довольно тесными, без обилия мебели, холодные зимой и душные летом.
Стоимость обучения в университете.
Не позавидуешь тем студентом, которым приходилось полностью оплачивать труд лекторов, допуск к экзаменам и получение степени. Самые большие траты были у студентов на общежитие (от 2 до 10 стерлингов в год). Таким образом, если не было покровителя, то учиться в университете могли позволить своему сыну родители, как минимум, из семей землевладельцев или служащих поместной администрации, а из городского социума - дети благополучных ремесленников или мелких купцов. Если судить по доходам, то в конце XIV века даже относительно благополучному каменщику с годовым доходом в десять фунтов стерлингов, было сложно содержать только на свои деньги сына-студента.
В популярном средневековом трактате XIII века «О школьной науке» анонимный автор своими советами для повседневной жизни студентов отразил обыденные проблемы и заботы молодых людей. Жизнь в университете диктовала необходимость создание малых сообществ для совместного проживания и питания, для тех кто не имел достаточно средств.
Студенту приходилось платить за все: за учебу, квартиру, пользование книгами, форменную одежду, а также далеко не дешевое питание в городе. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования. Некоторые из них рассчитывали на расположение и помощь родителей. Сохранились не только подлинные письма, но и специальные образцы слезных обращений к родителям, следуя которым студенты надеялись получить денежную поддержку семьи. Образцы писем составлялись магистрами, как, например, это письмо от лица студента отделения гражданского права Оксфордского университета к своему отцу. «Мои расходы здесь настолько велики, что денег мне вряд ли хватит на прожитье до тех пор, когда вернется податель сего письма. Эти расходы вызваны не только тем, что я не могу тратить на питание менее восьми пенсов в неделю, но и тратами на другие необходимые предметы... на покупку книг в университете мною потрачено 6 шилл. 8 пенсов. Доктору, у которого я слушаю лекции, необходимо заплатить 2 шилл. И если к этому присовокупить плату нашему эконому и повару, то стоимость моего обучения и многих других вещей, от перечисления которых я воздержусь, ибо это займет много времени, составит немалую сумму».
Некоторые профессоры, по возможности, помогали наиболее бедным студентам - отдавали им поношенную одежду, обувь, иногда подкармливали, что, впрочем, не меняло к лучшему их положение. Поэтому студенты брались за любое дело: переписывали книги, подметали улицы, собирали мусор, читали молитвы над усопшими. От такого заработка напрямую зависели успехи.
Невзирая на убогость, скудость и разрозненность помещений, нищету их обитателей, университет ощущал свое особое положение и единство. Как любая средневековая корпорация, он претендовал на особые знаки отличия. Этими знаками была не только автономия преподавательской и студенческих коллегий, но и их особый внешний вид, форменная одежда. По уставам «мастера должны приходить на диспуты в своем платье по достоинству». В Парижском университете в XIV веке на всех четырех факультетах (искусств, медицины, юридическом и богословском) использовались специальные студенческие мантии. «Студенты факультета искусств ходили в черных или благородного коричневого цвета ризах из крашеной шерсти, или же в голубой одежде, украшенной мехом. Студенты-медики носили ризы едва красного цвета. Юристы одевали платье чистого красного цвета. Богословы, если они принадлежали к монашеству, одевались в ризы своего ордена, если они были из белого духовенства, то носили какую-либо простую одежду скромного цвета».
Повсдннвная жизнь студентов.
Как неудивительно было бы, но студенческая жизнь состоит из учебы. Учеба требовала лекционных помещений и соответствующих времени письменных принадлежностей.Современники прекрасно представляли, какой должна быть аудитория для лекционных занятий. Английский исследователь приводит описание идеального помещения, как его описывал Буонкомпанья. «Здание школы должно возводиться в месте со свежим воздухом, вне скопления женщин, криков и шумов торговых площадей, ржания лошадей и лаянья собак, вне мест погрузки-разгрузки судов, вдали от пагубных сплетен, тележного скрипа и запахов. Достаточное количество окон, дающих не слишком много, но и не мало света, а столько, сколько потребно для естественного освещения. Школьный класс (habitaculum) должен быть на верхнем этаже, с потолком не слишком высоким, но и не слишком низким от пола, ибо все таковые недостатки препятствуют работе памяти. Он должен быть очищен от всякой грязи и пыли, без картин, за исключением, возможно, тех, которые фиксируют в памяти формы и цифры, относящиеся к учебе, которой занят ум учеников: стены должны быть выкрашены в зеленый цвет и должна быть только одна дверь и удобные ступеньки. Кресло мастера должно возвышаться столь высоко, чтобы он мог видеть каждого входящего. Два или три окна должны быть размещены таким образом, что, особенно в хорошую погоду, мастер мог видеть деревья и сад с фруктовыми деревьями, ибо память укрепляется при лицезрении прекрасных вещей. Сиденья школяров должны быть размещены так, чтобы каждый легко мог видеть мастера.... Каждый должен сидеть, где положено и не менять свое место». Далее он добавляет: « Я никогда не имел здания подобного этому, и не думаю, что таковое когда-либо было построено где-нибудь. Но эта моя идея, может, будет использована теми, кто придет после меня».
Студенту необходимо было много писать на лекциях, готовить материалы для диспутов, переписывать необходимые для учебы книги или их части. Наиболее дешевый и обыденный материал, необходимый для письма школярам и студентам - это восковые таблички, которые использовались на всем протяжении Средневековья. Таблички изготавливались в виде диптиха, небольшой книжечки, которую носили на поясе. Они были своеобразным символом обучающихся грамоте школяров и студентов. Диптих был настолько заурядным, обыденным предметом, что для современников не представлял никакой ценности. Поэтому его оригинальные образцы не сохранились в библиотеках и никогда не были предметом коллекционирования.
Многие так называемые студенты находились в университете для развлечений и без малейшей мысли об учебе. Об этом с возмущением свидетельствует статут папы Григория IX (1231), адресованный Парижскому университету. «Мы категорически запрещаем студентам ношение оружия в городе, а университет отказывается от покровительства тем, кто нарушает мир и учебный процесс. Те, кто называет себя студентами, но не часто посещают классы, не знают какого либо магистра, ни в коем случае не должны пользоваться вольностями студентов».
Образ повседневной жизни средневековых студентов, а также предписанных к исполнению правил поведения, отчасти представляется по списку запрещенных действий в «Руководстве совершенного студента» (1495). Согласно Руководству, студентам запрещалось по воскресным дням играть с мирянами, а в дни учебы запрещалось прогуливать занятия; нельзя было бить детей; грязнить книги; подстрекать к беспорядкам; вести глупые разговоры; петь во время торжественных церемоний; участвовать в комических пьесах в церквях и на кладбищах.
Буйное поведение студентов проявлялось даже на лекциях. В период реформ Парижского университета, когда в 1355 году был принят статут об изменении формы чтения лекций (быстрый темп, не позволявший досконально записывать лекцию), студенты бурно демонстрировали свое неприятие нововведений. Как записано в Статутах Парижского университета, возмущаясь быстрым темпом чтения лекций, они прибегали «к крику, свисту или шуму, или к бросанию камней, лично или при содействии своих товарищей...»
Расписание учебных дней.
В течение XIII века в университетах были регламентированы занятия. Учились с 19-20 октября по 7 сентября, канун дня рождения Богородицы. В течение года было много праздников (до 90), список которых в начале учебного года вывешивался для обозрения студентами. Кроме того, выпадали дни длительного отдыха или вакации: на Рождество (11 дней), Карнавал (14 дней) и Пасху (14 дней). Также не занимались летом в самое жаркое время, которое совпадало с появлением на небе созвездия «Малого Пса». Продолжительность каникул устанавливалась не более месяца; все оставшееся время студенты должны были заниматься.
Определяя каникулы, устанавливая праздничные дни, университеты, как правило, не уделяли внимания созданию условий для организованного отдыха студентов. В каникулярные дни наиболее распространенными были игры на воздухе, форма которых зависела от времени года. Летним развлечением, прежде всего, молодых студентов, были разнообразные игры с мячом. По форме их проведения они напоминают современный крокет, кегли, гандбол и «выбивалу», теннис и футбол. Все перечисленные игры были захватывающим, командным состязанием. Среди них самой известной была игра с мячом ногами - прототип футбола. Игру в футбол отличала ожесточенность и, безусловно, опасность для участников и даже зрителей. Попытки запретить гонять по улицам мяч в городах Англии закончились победой королевской власти. В 1348 году, по распоряжению Эдуарда III, футбол был заменен более полезной для отечества и менее шумной стрельбой из лука.
Летом, когда была возможность купаться в любых водоемах, студенты занимались плаванием: так, в Париже они ныряли в Сену с Малого моста; в Гейдельберге Неккар, не взирая на сильное течение, привлекал летними купаниями. Плавание не обходилось без жертв, поэтому некоторые университеты запрещали купание в реках. Однако в Кембридже магистр искусств Эверард Дигби (XVI в.) составил для школяров обучающее пособие по плаванию.
Вне погоды и сезона играли в кости, карты, шахматы. Во многих университетах уставы и правила, касающиеся азартных настольных игр, категорически их запрещали. Правда, студенты оказались сильнее, поэтому последовали послабления в отношении ряда азартных игр. В Болонском университете студентам дозволялось играть в кости в своих комнатах, но категорически осуждалось посещение ими игорных домов, где они прилюдно играли в кости. В Гейдельбергском университете студентам было запрещено посещать общественные места города для игры в шахматы, хотя разрешалось играть в карты или в шашки за пинту вина.
Во время празднований необходило стороной студентов выпивка, к который в те времена были "дружнвственные" отношения. Выпивки случались даже на территории университета во время праздников, но, как правило, студенты гуляли вне университета. В XIV веке было зарегистрировано около шестидесяти таверн по соседству с Парижским университетом. В таких условиях было чрезвычайно трудно сохранять порядок, особенно во время частых ссор и перебранок студентов с горожанами. Университеты пытались регулировать студенческое пьянство по причине беспорядков, которые часто начинались именно в тавернах. Так, Болонский университет ограничил пьянство конкретными днями; в Парижском университете был введен комендантский час, запретивший пьянство в определенные часы дня и ночью.
Беззаконие в университете.
Беззаконие было почти неизбежным условием повседневной средневековой жизни, в том числе и университетской. Внутри университета постоянно шла борьба как между преподавателями, так и между студентами. Соперничали коллегии и факультеты, группировки внутри факультетов имели свои распри. На факультете искусств враждовали нации, а внутри наций -провинции. На богословских факультетах шла борьба между черным и белым духовенством. На этом фоне повседневного противостояния и соперничества достаточно рядовым явлением были драки студентов. В Германии особым испытанием мужества были групповые стычки студентов, вооруженных мечами. Как бы отвечая на потребность молодежи в умелом владении холодным оружием, во многих университетских городах действовали школы фехтования. В Гейдельбергском университете студентов штрафовали за посещение этих школ.
Студены дрались не только друг с другом, натравливая собак, отрубая друг другу пальцы мечом, но и безрассудно бросались врукопашную с вооруженными до зубов рыцарями. Студенты далеко не всегда были пострадавшей стороной в многочисленных стычках с горожанами: они врывались в дома и нападали на горожан, обижали женщин. Такое поведение студентов вело к многочисленным городским конфликтам, в которые втягивались не только рядовые горожане, но даже и патрицианские семьи вместе со своими слугами и домочадцами. Часто конфликты студентов и горожан решались в королевских судах, принимая характер затяжных
процессов.
Танцы и театр.
С развитием в городах средневекового театра, студентов в некоторых случаях привлекали к участию в процессиях, религиозной драме. Так, становится обязательным участие школяров в шествии и мистерии, проводимых в день Св. Николая - покровителя студенчества. В первый день праздника организовывалась торжественная процессия, предварявшая ожидаемое представление, а затем в течение нескольких дней шла игра - мистерия. Текст мистерии, по-преимуществу, составлялся таким образом, что допускал импровизацию основных действующих лиц и даже зрителей. По большей части поведение студентов во время праздника было настолько вольным и бесстыдным, что некоторые университеты, например Монпелье, запретили своим студентам участвовать в таких городских праздниках.
Самым безобидным и дозволенным развлечением до начала XVII века, даже в монастырской среде, были танцы. В городах с конца XIV века строили специальные помещения для танцев. Как правило, танцевальный дом находился в центральной части города, рядом с ратушей или же рядом с церковью. Столь мирное времяпрепровождение, как танцы, в которых участвовали студенты, побудило некоторые университеты открыть свои танцхоллы. В Лейпцигском университете с конца XV века организовывались балы, которые посещали дочери лучших семей города в сопровождении наиболее учтивых студентов.
Заключение.
В заключение, отметим, что на протяжении всего Средневековья отношение к повседневной жизни и досугу студентов было неоднозначным со стороны церкви и мирян, а также и власть предержащих, в том числе и самих университетов. Только в эпоху Возрождения гуманисты осознанно отнеслись к спорту и играм, как воспитывающим физически красивого человека, придали им воспитательное значение.
В течение XVII века большую роль в восстановлении авторитета игры сыграли иезуиты, которые ввели игры в уставы своих учебных заведений. Они составили список игр и развлечений, рекомендуемых наряду с учебными дисциплинами. В школах и колледжах, курируемых иезуитами, появились уроки танца, игры в мяч. Иезуиты издали гимнастические трактаты, где впервые были упорядочены и предложены правила рекомендуемых игр. Средневековый опыт, подправленный гуманистической и иезуитской системой воспитания, оказал, в конечном итоге, положительное влияние на повседневную жизнь студенчества, способствовал утверждению ряда традиций университетской жизни в Западной Европе нового времени.
Источники:
1. Леонова, Т.А. Социальный мир и культура Средневековья (VI-XIV вв.). - Уфа, 2000.
2. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века [Текст]. - СПб., 2003.
3. О школьной науке // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. - Т.Н. - М. : АО «Аспект Пресс», 1994.
4. Статуты Парижского университета о методах чтения лекций // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. - Т.Н. - М. : АО «Аспект Пресс», 1994.
5. Уваров П.Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в Средневековой Европе [Текст] : спецкурс / П.Ю. Уваров. - М. : ИВИ РАН, 2000.
#история #средние века #студенческая жизнь #университеты