#дом виктора цоя #дом со шпилем #санкт-петербург #группа "кино" #история санкт-петербурга #фото петербурга
В этой статье я расскажу о знаменитом "Доме со шпилем" на Московском проспекте, где провел свое детство Виктор Цой, о прошлом и настоящем этого дома с моими фотографиями. Благо, я сам живу в пяти минутах ходьбы от этого здания и это - мой родной район. А также я поведаю о том, как нам, еще подросткам, проходившим через двор этого дома, помогло избежать неприятностей имя знаменитого музыканта. Ну и, конечно, будет музыка группы "Кино".
«Дом со шпилем» (Московский проспект, 190) – здание в Петербурге известное. Одно из самых известных, если мы говорим об архитектуре советского времени. Начали его строить еще в 1940-м году. Здание это должно было стать одной из доминант Московского проспекта (тогда – Международного), который планировалось сделать главной магистралью Ленинграда. Однако строительству помешало начало войны. Закончили строить этот дом только в 1953-м году, хотя еще некоторое время доделывали шпиль. Архитекторами дома стали Г. Симонов, Б. Рубаненко и С. Васильковский. Здание выполнено в стиле, который теперь часто называют «сталинский неоклассицизм».
Вскоре из-за престижности места и того факта, что сюда стали селиться высокопоставленные военные и чиновники, дом прозвали «генеральским». Хотя уже годам к 1960-м годам состав жильцов несколько изменился и появились коммуналки. Именно в одну из таких коммунальных квартир был принесен родителями 21 июня 1962-го года новорожденный Виктор Цой. Родился он в роддоме на Кузнецовской улице, который находился, фактически, в самом парке, на его границе. Это здание до сих пор существует. Сейчас в нем располагается кардиоцентр. Я и сам родился в том же роддоме. Так что Московский парк Победы - место действительно близкое и родное для меня. Жил юный Виктор с родителями как раз в башне со шпилем.
Шпиль здания выполнили на Адмиралтейских верфях. Вероятно из-за этого рабочим верфей и посвящены скульптуры на фасаде: женские с рулевым веслом и мужские с якорем. Авторы скульптур – Л. Хидекель и И. Крестовский.
По углам, на пилонах бельведера, как символ мира и окончания страшной войны – взлетающие голуби.
А еще в доме сохранилось бомбоубежище. Не знаю, как сейчас, а еще несколько лет назад в нем жил мастер, обслуживающий лифты. И мне говорили, что всё это помещение у него занято… аквариумами с рыбками!
Из недостатков этого места – двор дома очень плохо освещен. Из-за этого во дворе иногда происходят ограбления проходящих там людей. Хотя в целом, этот район не относится к числу криминальных в городе. На этом фото двор выглядит нарядным, но вечером там темно! Ну и ближе к окончанию статьи я и расскажу о тех, с кем в темной подворотне этого дома встретиться не захочется!
Я пишу эти строки в начале ноября 2021 года. У нас сейчас в пять вечера уже темно. А в декабре вообще темнеет в четыре часа. Летом Петербург прекрасен «белыми» ночами, хотя полностью «белыми» они не бывают даже в июне. Но зато есть и «темный» сезон, который, в сочетании с хмурой, пасмурной погодой, некоторых людей просто угнетает и вгоняет в хандру. Но таков уж у нас климат!
Сейчас состав жильцов этого дома чрезвычайно разнообразный. От людей состоятельных, купивших квартиры в престижном месте, до пенсионеров и старожилов.
Маленькое отступление. А вы знаете, что совсем рядом, на Московском 192, расположено одно из старейших и известнейших заведений петербургского (еще ленинградского) общепита? Знаменитая пирожковая, основанная в 1956-м году! Последний раз я был там месяца два назад (в конце августа). Отстоял очередь и получил свой кофе с молоком и пирожок с рисом! Обилие посетителей представляло в тот день яркий контраст с полупустыми дорогими ресторанами Московского проспекта. И дело тут не только в демократичных ценах. Ностальгия!
Ну и в качестве музыкальной иллюстрации мы сегодня возьмем, конечно же, группу Кино. Когда Цой погиб, я был еще подростком. Но я успел застать ту атмосферу, которая сопровождала его музыку тогда. Ту бешеную популярность, когда Кино звучало «из каждого утюга». Началась она еще при жизни музыканта, а в начале 90-х, после его смерти, даже усилилась. Конец 80-х… тогда люди действительно ждали этих самых перемен. Всё-таки Виктор Цой был феноменом своего времени. Вы могли бы его представить в наши дни, поющим на корпоративе? Я – с трудом. Это не значит, что его стихи, музыка «Кино» не актуальны сейчас. Современные подростки его тоже слушают. Но то было особенное время и музыка «Кино» была просто откровением. Как песни Окуджавы в 60-е. Как песни Высоцкого в 70-е.
Как-то мы с моим школьным приятелем шли по двору дома со шпилем. Было это в начале девяностых. Вдруг сбоку, из арки, на нас выходят трое ребят. Возрастом – чуть-чуть постарше, вроде. Вида не самого интеллигентного, мягко говоря. А приятелю моему еще родители куртку импортную подарили яркую такую, красно-белую. Кстати, если говорить о питерских футбольных фанатах, красно-белые цвета они вообще не жалуют. Из-за ассоциации с московским Спартаком. Хотя, может, они и не фанаты были вовсе. Тем не менее, один крикнул что-то вроде: «Ты чё так разоделся? Сюда иди. Быстро». Там, кажется, была еще пара слов, которых я здесь приводить не буду. Бежать – поздно, да и стыдно, а отбиваться – рискованно. Мой приятель решил поступить так: «А вы знаете, что здесь жил Цой?» В наш век интернета про это здание и Цоя уже многие знают. Хотя и сейчас не все знают, уверен. Тогда же наши встречные гопники просто опешили. «Да ну?», «Расскажи!» и т.д. Я опасался, чтобы «Остапа не понесло», выражаясь языком Ильфа и Петрова, чтобы мой приятель не начал говорить о том, что сам здесь видел когда-то Цоя и… спел с ним, в этой же подворотне, дуэтом «Звезду по имени солнце». От Володьки такое можно было ожидать. Но – обошлось. Мы поговорили и разошлись. Но то, что музыка может смягчать нравы и объединять людей, я теперь знаю точно!
Ну и напоследок еще пара моих фотографий "дома Цоя".