Найти тему
Изучаю людей

Пограничные дети - мама не виновата

Мамаша, вы мало занимаетесь со своим ребенком! Работаете со специалистом? Значит специалист плохой. Или домашние задания не выполняете. А может у вас в семье проблемы? Может вы ребенка вообще бьете?!

Моя старшая дочь в дошкольном возрасте ребенком была спокойным, творческим и деловитым. Занималась ей я много - она была первенцем, а я - вдохновенной молодой мамочкой. Грудничковый бассейн, рисование, музыка, фигурное катание и, в промежутках - многочасовые прогулки, посещение театров и музеев. Дочь росла ребенком выносливым, и постоянную эту движуху любила. Дома стоял спорткомплекс, на котором она выделывала умопомрачительные трюки, рано и красиво научилась рисовать, после пяти лет - вышивать и вязать, чем и занималась все свое свободное время. В общем, галочек в графах "хорошая мать" и "все для развития" - точно хватало с избытком. 

Пара звоночков все же прозвенела - например, я так и не смогла научить дочь читать, предприняв несколько попыток. И, поприсутствовав на открытом музыкальном занятии, была шокирована тем фактом, что дочь начала демонстрировать цветочки на своих колготках и резиночки на косичках не к концу занятия, как вся группа, а уже в ее начале. Но это была такая мелочь на основном прекрасном фоне! Растет определенно будущая отличница!

Как часто я потом вспоминала эти радужные годы в розовых очках... Вспоминала всякий раз, как очередной преподаватель с укором заключал - "Что ж вы так мало ребенком занимаетесь!!!" А я, вспоминая, пыталась унять всколыхнувшуюся бурю в душе - Мало? Мало?!!! МАЛО?!!!! К тому времени у меня было уже трое детей, и двумя последующими я занималась в разы меньше, чем старшей, но, тем не менее, эти последующие после школы садились и делали домашние задания сами, дневники их пестрели пятерками, а со старшей я сидела по пять часов, а дневник уныло подмигивал очередным трояком.

Касная рабта. Класная работата. Клая робота. Май месяц. Сколько сотен раз за год написано это словосочетание?!!!! И каждый раз по-разному?!!! С разными ошибками?!!! Окей, я, логопед, пропустила дисграфию у собственного ребенка. Впрочем, почему пропустила?! До школы этот диагноз заподозрить нельзя, разве что отследить предпосылки. Но я знала эти предпосылки! И их не было!!! Говорить дочь начала вовремя, все недостатки звукопроизношения вовремя же устранены, она в младенчестве без ограничений ползала по полу и измеряла лбом высоту стола, осуществляя профилактику оптической формы дисграфии - как?!!! Что я сделала не так?!!! Что я упустила?!!! 

Этот вопрос мне часто задают родители детей с трудностями в развитии, обратившиеся за консультацией. Я же все сделала правильно!!! Легко родила, долго кормила грудью, отдала в правильный садик, выгуливала часами на природе!!! Почему ему уже 3,5, а он не разговаривает?!!!

И я рассказываю эту свою историю. Историю правильного осознанного родительства. И ребенка - во смирение. Все правильно. Но не все зависит от нас. Наверное, будь все не так правильно - было бы ещё хуже. Но нам не дано этого узнать. 

Что же это было, и чем дело кончилось. В нашем случае - был СДВ. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Когда ребенок до школы - совершенно обычный и даже вполне умненький. В отличие от детей гиперактивных - по стенам и потолку не ходит, и социальные нормы не нарушает. Дружит, играет, рисует. Прекрасно удерживая внимание на деятельности, которая интересна. А произвольности особой от дошкольника никто и не требует. В ней и проблема - в произвольности. Мне скучно, но я послушаю. Я хочу рисовать прямо сейчас, но сейчас надо читать. Именно эта функция - по ряду причин, не всегда зависящих от воспитательного подхода - не отрастает. И выявить эту проблему можно лишь в старшем дошкольном и в школьном возрасте.

Это те самые дети, которые "ворон считают". Телом - в классе, умом - далеко. Их принято за это ругать, но это не помогает. Они не виноваты. Что делать? А я не знаю, что делать. Нейропсихолог? Был. Наверное стало лучше. Или нет. У меня контрольной группы для проверки в наличии не имеется. Пять часов за уроками ушли в небытие примерно в 5-6 классе - именно к этому возрасту обычно происходит компенсация проблемы. Компенсация происходит - но школьная программа, к сожалению, не ждёт таких детей. К пятому классу накапливаются пробелы и тройки, которые ребенок вынужден преодолевать все оставшиеся годы. Преодолевают. Скомпенсировавшись, такие дети способны на многое. Они привыкли пахать. Когда подросла моя вторая дочь, я поняла всю степень целеустремленности и трудолюбия старшей. Младшая читала стихотворение два раза, и на третий рассказывала наизусть. Старшая учила его три часа. Тройка старшей и пятерка младшей - оценки абсолютно равновесные.

Преодолевают... Но часто не успевают до 9-11 класса, и часто удел таких детей - все же не ВУЗ. Во всяком случае не сразу ВУЗ. Иногда лучше колледж и профессия в руки. А дальше уже пусть сами трезво оценивают свои силы. Моя дочь сейчас студентка медицинского колледжа. Учится без троек и с большим удовольствием грызет анатомию и латынь. Ей не трудно учить. Она привыкла.

Для таких детей нет адаптированных программ обучения. Но таких, пограничных по развитию детей - ещё не особых, но школьную программу с великим трудом берущих - огромное количество.

Хочется призвать мам не терзаться чувством вины - вы не боги, и не творцы детского мозга, хотя многое можете. И призвать педагогов - не добивать. Не укорять. Не подразумевать по умолчанию - это родительская недоработка! Ну а к чему призвать школьную программу - я не знаю. Мне кажется, что таких детей слишком много, чтобы их игнорировать. Это будущие полезные члены общества, исправные налогоплательщики. Им трудно в детстве, но они справятся. И они явно не заслуживают столь пренебрежительного к себе отношения.

Автор - Ольга Мордашова , логопед, дефектолог , АВА-специалист

Запись на консультацию и занятия здесь

Логопед, дефектолог, АВА, запуск и развитие речи

https://gusigusi-center.ru/

и здесь

Речевой инклюзивный центр Ольги Мордашовой

https://t.me/mordashovacenter