1. Мироздание и Бог, основательно укоренённый в нём, несомненно, обладают чувством юмора. Насмешка над живым человеком состоит в тщательном приготовлении ему смерти. Кушай на здоровье!
2. Если человек — (1) примитивное животное, мало отличное от кошки или собаки, то всё проходит без шуток. Банально и спокойно. Ещё на поминках напьются и начнут петь песни. Но это не смешно.
3. Гораздо интереснее смерть (2) материально богатого человека. Ещё вчера ему требовалось полсотни тысяч рублей на еду в день, а уже сегодня не нужно ни копейки. Такая неожиданная экономия. Не требуется даже шоколадки. Полный отказ от еды. Теряет аппетит. Лежит неподвижно. Притворяется, что не дышит. И только исполняя завещание, жадные родственники организовывают пышные похороны.
4. Гораздо смешнее по нелепости смерть у (3) человека, достигшего высот власти, как, к примеру, смерть Г. Л. Гиммлера сразу после взятия Берлина русскими войсками. Или смерть К. У. Черненко, ставшего таки генеральным секретарём ЦК КПСС.
Но людьми богатыми и людьми власти играют страсти. Так что их, не ожидаемая ими, смерть может быть квалифицирована как шутка саркастическая, горьковатая, внезапная.
5. Самый фейерверк веселья в смерти (4) человека учёного, вселенского умника, чемпиона породы из рефлексучьего племени, всё знающего, овладевшего дюжиной языков, уставшего от чтения папирусов, пергаменов, палимпсестов, глиняных клинописных табличек, три дня в неделю занятого работой на Большом адронном коллайдере (руководит частицами!), а по ночам шарящего по небу с телескопом У. М. Кека (управляет звёздами!). И вот неожиданно помершего. Ой! И куда теперь засунуть шумерский, ассиро-вавилонский и греческий языки? Что делать с высшей геометрией и агрохимией? Как поступить с квантовой механикой и парикмахерским искусством, которым с таким трудом овладевал под конец жизни и так тратился на хорошие инструменты?
6. Учёный человек, мудрец или художник, умирающий не закрепившись в традиции, представляет собой самую злую и, единовременно, самую изящную шутку мироздания и примкнувшего к нему Бога. Вот почему новаторы и модернисты особенно рискуют быть верно истолкованными на язвительном языке Бога. Их многозначительно и молча кинут в Лету. Наука, искусство, философия бессмысленны вне культуры. Бог соскабливает бессмысленность.
2018.11.05.