Минувшим летом я проехала по Сибири и Дальнему Востоку -- от Ямала до Владивостока. Впечатлений было много, в основном позитивных. У нас очень красивая страна. С богатой культурой и интересной историей. Но было кое-что...
Странности начались ещё при посещении музеев. Но об этом я ещё напишу отдельный пост, хотя упоминаю эти странности и в отдельных очерках, посвящённых тому или иному городу.
А здесь я хочу написать о памятниках борцам революции.
У меня не было специальной цели выяснять, как хранится память о революции и её героях. Но уже в посёлке Берёзово Ханты-Мансийского автономного округа, меня неприятно резанул вид этой братской могилы.
Поясню. В 1931-1934 гг. в этих краях происходили выступления местного населения против Советской власти. Хантов и ненцев возглавляли местные кулаки и шаманы. Конечно, представители Советской власти тоже наделали ошибок: например, отправили рыболовную бригаду на священное для ненцев озеро. Но в целом идеи восставших были такие: «нас, богатых и почетных людей (имеются в виду кулаки) … лишили избирательных прав и стали не допускать на собрания», «Русским подчиняться не надо, а кто будет делать то, что велят русские, будет наказан», «сверху (т.е. с верховьев Оби) скоро подойдут пароходы белой армии и красные отступят», «скоро на смену советской власти снова придет власть царская». 3 декабря 1933 г. на переговоры с восставшими хантами прибыла группа советских работников во главе с председателем Берёзовского райисполкома т. Астраханцевым, включавшая уполномоченную Уралобкома т. Шнейдер (да, это была женщина), сотрудника Берёзовского ОГПУ т. Посохова, помзав. Казымской культбазы т. Смирнова, зав. Амнинским интегральным товариществом т. Нестерова. По приказу шамана они были схвачены, избиты и задушены веревками – как жертвенные животные. А потом ещё и оскальпированы (про это пишет вдова одного из погибших, но не во всех источниках этот факт упоминается).
После чего произошло то, что в современных мутных статейках называется «жестокой расправой Советской власти над местным населением». А именно: 12 человек были приговорены к расстрелу, 38 к срокам лишения свободы от 3 до 10 лет и один к 5 годам условно. Естественно, в ходе "расправы" погибли и сторонники Советской власти.
Могила находится в новеньком «Собянинском сквере» (названном в честь героя-снайпера Великой Отечественной войны). Сквер выложен плиткой, в нём стоят новенькие скамейки, беседки.. Памятник Собянину в прекрасном состоянии. И рядом – эта полузаброшенная могила…
Кстати, возле церкви есть другая – новёхонькая и ухоженная. Это могила жертв красного террора. Я сначала напечатала последние слова в кавычках, а потом убрала их.
Да, и красный террор тоже был. В 1921 г., в ходе контрреволюционного восстания, новая власть пыталась обезопасить себя. Приказом №6 Берёзовского уездного военного комитета предписывалось: "Взять заложниками Добровольского Ивана, Суровцева Дмитрия, Карсканова Михаила, Гурьянова Филиппа, Охранова Алексея, Оводова Тараса, Шахова Семёна, Попова Николая, Равского Петра, Первова Михаила, Кушникова Николая, Кузьмина Григория, Кузьмина Лариона, Поленова Александра… Все они будут живы, если граждане города будут соблюдать спокойствие… За неисполнение наказание по законам военного времени".
Восстание всё же началось, и заложники были казнены.
Тобольск. Красивый старинный город, который мне понравился если не с первого, то со второго взгляда. «Ермаковский сад», разбитый ещё до революции. И в нём две могилы.
Ясно, что это не памятник погибшим в Великой Отечественной войне. На тех памятниках имён во много раз больше. И содержатся они в основном достойно.
Кто эти люди? За что они погибли? Ни слова.
Красная звезда грубо прикручена болтами. Пытались украсть?
В интернете я прочитала две версии. Согласно первой, «в братских могилах у памятника Ермаку похоронены не герои гражданской войны, /…/ а бойцы карательных отрядов, подавлявших крестьянское восстание 1921 года, чоновцы, /…/ заливавшие кровью народа Тобольский район до самого горизонта, и их командир, местный партийный деятель тех лет А.В. Семаков», – пишет в «Одноклассниках» некто Сергей Гребенюк. Тенденциозное отношение налицо. Для меня – борцы революции. Для него «каратели».
Неподалёку другая могильная плита.
Вторая версия удивляет. Оказывается, в захоронениях… вообще никого нет. Ну, почти никого.
"В 2005 году тобольские археологи под руководством А.А. Адамова заложили три разведочных шурфа в Саду Ермака. В шурфе, заложенном возле памятника погибшим в 1919 году следов совершения захоронений зафиксировано не было. Возможно, что памятник был установлен не точно над братской могилой, либо она и вовсе находится в стороне. Кроме того, остается открытым вопрос о числе похороненных красноармейцев: источники называют цифры от 4 до 19 человек. В результате раскопок выявлена только одна братская могила 1921 г. в том месте, где она и должна находиться по сведениям письменных источников, а именно под существующим памятником. Однако остается открытым вопрос о ее размерах, поскольку по письменным источникам в могилу похоронили 90 человек, а в шурфе было выявлено только одно погребение", – пишет на сайте PUTI-shestvuyнекто lomsecret,
Красноярск. Красная площадь. Братская могила бойцов Красной Армии и восставших рабочих города, погибших в боях при освобождении Красноярска в декабре 1919 года - январе 1920 года.
Не совсем заброшенная, но обветшавшая. С погасшим "Вечным" огнём. Видимо, вечность уже закончилась?
Летом 1918 г. белогвардейская армия А. В. Колчака захватила Красноярск, где к тому моменту была установлена Советская власть. Естественно,
начались аресты и расстрелы большевиков и рабочих активистов.
Кстати, историки свидетельствуют: «В городе и по всей губернии белогвардейцы начали реквизировать продукты (но это ведь совсем другое, да?), отменили государственное регулирование торговли мясом, хлебом и маслом. Это привело к возрастанию цен в 20-40 раз (вот как о народе заботились). Недовольство политикой белых среди населения росло».
В конце декабря 1919 – начале января 1920 в ходе Красноярской операции белые войска были разгромлены. И 7 января на Плац-Парадной площади были захоронены погибшие (мне встречалось утверждение, что не только красные, но и белые). Имена их до сих пор неизвестны.
В 1953 г. у братской могилы был установлен пирамидальный каменный памятник (скульптор А. А. Козлов), в 1967 г. у памятника был организован Пионерский пост № 1, в 1968 г. был зажжен Вечный огонь.
В 1977 году согласно новой планировке площади памятник был снесён и на западной её части установлена 27-метровая стела "Штык, вонзённый в землю" -- символ окончания войн (проект А. С. Демирханова). А братская могила была закатана в асфальтовые дорожки и засажена клумбами. Да, в советское время тоже умели насвинячить.
В 2009 году был произведён ремонт стелы, в целях безопасности сняты гранитные плиты облицовки, "штык" покрашен под сиенит, и теперь стела называется "Памятник революционерам".
Еще в самом начале 2000-х годов красноярский архитектор Виталий Орехов подготовил свои предложения по реконструкции Красной площади Красноярска. Он предложил на братской могиле поставить часовню, а в партере разместить информационный пантеон, который рассказывал бы о событиях тех далеких дней.
Надеюсь, В.Орехову дали по рукам за такие «проекты». Но вот совсем недавно, в 2020 г. группа архитекторов «ЧертИ» (какое название!) победила на конкурсе реконструкции Красной площади. Архитекторы запланировали в районе площади скейт-парк, торговые павильоны (ларьки?), подземную парковку, курган и Вечный огонь в память о погибших воинах и даже водоём. Правда, согласно их проекту, курган с памятником будет отделён от скейт-парка. А вот как это будет реализовано?
Пока что памятник в жалком состоянии.
А совсем неподалёку находится…
В торговом центре с дорогими магазинами. В том числе, как видите вейп-шоп с портретом растамана на вывеске. Да-с.
И видимо, коммунистам Красноярского края не до каких-то памятников.
Мне было очень горько. Я убеждена, что эти люди сражались и погибали за лучшую жизнь для трудового народа. За 8-часовой рабочий день и достойную оплату труда. За уважение к трудящемуся человеку. За всеобщее и бесплатное образование. За бесплатную медицину для всех. За женское равноправие (кто не знает, что это такое, сообщаю: избирательные права, право работать и учиться, получать равную с мужчинами заработную плату).
Сегодня мы пока ещё пользуемся тем, что они завоевали. Отчасти. Но сами герои и мученики оклеветаны, прокляты и забыты.