Недавно Роспотребнадзор продлил действия ограничительных мер СанПиН до 1 января 2024 года. Как это отразится на работе учреждений дополнительного образования?
Автор: Ольга Станиславовна Щедренко, методист, руководитель муниципального методического объединения методистов учреждений дополнительного образования.
Самое интересное, что документ этот на систему дополнительного образования распространяется, но по сути ничего не конкретизирует. Мы уже к такому отношению привыкли. Дополнительное образование почти во всех приказах и постановлениях, что федерального, что местного уровня обычно упоминается одним предложением в конце текста, и это в лучшем случае.
Последствия легко предположить, проанализировав проблемы, с которыми уже столкнулись учреждения дополнительного образования в период пандемии.
Первое
В крупных муниципальных учреждениях допобразования количество учащихся варьируется от 2 000 до 6 000, причем дети могут заниматься со всего города, из разных школ! В школах за классом закреплен кабинет, тем самым круг контактных детей сужается. Когда ребенок заболевает, то об этом сообщается сразу в школу - класс закрывается на карантин и переводится на дистант. А дальше "внешне здоровые" дети, с удовольствием расходятся по разным учреждениям допобразования. И мы зачастую не владеем информацией о карантинах в школе, о состоянии здоровья членов семьи наших учащихся!!! Именно по причине отсутствия контроля во вторую волну у нас переболел почти весь педагогический коллектив.
Второе
Проблема в организации образовательного процесса с детьми дошкольниками, когда присутствие родителей в режиме ожидания почти обязательное. А нам надо было ограничить нахождение родителей в учреждении. Это вызвало много психологических проблем и у детей, и у родителей, да и педагогам пришлось не сладко.
Третье
Некоторые дополнительные образовательные программы мы реализуем в рамках сетевого взаимодействия со школами. И что в первую очередь, сделали школы? И их можно понять, ведь они руководствуются своими приказами, опять же на основании документов Роспотребнадзора. Школы отказали в проведении занятий на их базе, так как детей смешанных из разных школ у них не должно быть. А у нас можно! Как так? Документ от Роспотребнадзора на всех один, а требования разные.
В результате нам пришлось уходить со спортивного зала школы. Чтобы не потерять такое очень востребованное направление, как паркур, пришлось принимать быстрые решения и искать резервы своего учреждения (что очень трудно, потому что у нас нет спортзала).
Четвертое
Вызов для допобразования - это дистант! Нет единых платформ! Педагоги искали возможности - осваивали Ютуб, Степик, мессенджеры, социальные сети, ZOOM. В общем делали все возможное и невозможное, чтобы удержать детей. Ладно ещё можно применить дистант в преподавании теории, но у нас прежде всего практика. Какой результат можно получить при дистанционном обучении, например, в хореографии или спортивных направлениях?!
Пятое
Запрет массовых мероприятий для допобразования - это просто трагедия. И пострадали не только мероприятия развлекательного характера, это и концертная, и соревновательная деятельность. Дети не могут в полной мере реализовать себя, показать результат. А этот показатель очень важен для поддержания мотивации к занятиям. Здоровье, конечно, тоже очень важно, но надо искать компромиссные решения.
И при этом сегодня система дополнительного образования находится в реформе. Только в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" регионы должны охватить 80% детей дополнительным образованием!!!
На мой взгляд, в таких условиях проблемы будут только усугубляться. Хотя мы уже начинаем привыкать к интернет-выставкам, онлайн-концертам, конкурсные испытания в зуме.
Но каков будет результат?! Что думаете вы о продлении ограничительных мер в учреждениях дополнительного образования? С какими проблемами вы уже столкнулись и как преодолели?
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.11.2021 № 27