Продолжаем обсуждение нашего прошлого прямого эфира «Душевный диалог. Личная история Марины» на тему: «Дети с нарушениями речи. Сопровождение в школе. Нужно или нет?».
Подготовительные курсы в школе – это один из моментов, когда специалисты и учителя могут подсказать, справится ли ребёнок с определённой нагрузкой в данном учреждении или нет.
Здесь очень важно знать, насколько ребёнку возможно выдержать коллектив из 15-20 человек. Есть дети, которым для занятий необходима мини-группа до 5 человек, чтобы процесс коррекции был интимным, тогда такие дети расцветают. А если мы накладываем большую группу, то может проявляться всё совершенно по-другому.
Очень важно ещё и то, что дети за год с 6 до 7 лет – очень быстро созревают. Все процессы, которые мы копили в процессе коррекции до этого возрастного периода, вдруг обналичиваются. Дорогие родители, не забываем об этом большом скачке за год, используем индивидуальный подход, всё время проверяем результаты ребёнка, делаем выводы и совершаем следующие шаги.
Вернёмся к истории Марины.
Если задержка речевого развития была связана с нарушением слуха, то, соответственно, когда вы поставили аппарат, у ребёнка произошёл какой-то гигантский скачок, и он заговорил?
«Нет, такого не было. Изменения начались. Конечно, он стал лучше разговаривать, лучше слышать и реагировать на какие-либо просьбы. Как мне говорили – у всех всё по-разному. У некоторых бывают большие скачки в развитии сразу после установки аппаратов в уши, а у других плавное и постепенное развитие речи».
Есть дети, у которых нарушение слуха первично, других нарушений нет. А есть сочетанные нарушения.
Что есть у Никиты: это, во-первых, нарушение слуха, во-вторых, дизартрия (невнятная и непонятная речь, каша во рту). И только в 5 лет ему проверяли слух.
Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что до 3 лет в норме формируется речь ребёнка – это самый сенситивный период. Конечно, наша речь развивается на протяжении всей жизни. Но самый важный период до 3 лет! До 6 лет мы можем многое сделать, так как мозг очень эластичный и подвижный. После 6 – уже серьёзная коррекция. И до 11 лет активно развиваем мозг ребёнка.
В первую очередь, мы должны ориентироваться на сами нарушения. Если это, например, дислалия, то можно и во взрослом возрасте поставить все звуки. Если это сенсомоторная алалия, то ребёнок может остаться безречевым, но смотря, как это корректируется. Если же мы говорим про дизартрию, то здесь тоже всё индивидуально, так как есть тяжелые степени, а есть лёгкие – надо смотреть на ребёнка.
У Никиты сочетанные нарушения – слух и дизартрия. Возможно, у него бы всё пошло активнее, если бы дизартрия отсутствовала. Но важно понимать, что на всё требуется время, ребёнку нужно перестроиться. Представьте, например, если бы у человека не было руки и тут её ему дали – это целый орган, который перестраивает всю систему работы мозга!
Из-за дизартрического синдрома речь ребёнка не будет быстро восстанавливаться. Дизартрию обязательно нужно корректировать и активно работать над этим вопросом.
Поэтому, дорогие родители, не надо ничего ждать! Речь ребёнка активно формируется до 3 лет! Поэтому ориентируемся исключительно на нормы развития ребёнка, никакие рамки никуда не смещаются. И всегда держим руку на пульсе!
Читать предыдущую статью: "Роль активной позиции родителей в процессе коррекции" (кликните).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.